Лихорадка хард-зельцеров продолжается, и очередная пивоварня в США еженедельно анонсирует запуск своей линейки. Реакция на этот тренд остается противоречивой. В то же время, пока еще не всем понятно, что это за напиток. В новых карточках подробно расскажем, что это такое и чем различаются пиво и хард-зельцеры.
Хард-зельцер — слабоалкогольный газированный напиток, зачастую с фруктовыми добавками. По сути — алкогольная газировка. Алкоголь получают путем брожения тростникового сахара, или, в более редких случаях, солода. Несмотря на то, что производители могут в маркетинговых целях позиционировать как хард-зельцеры напитки, представляющие собой микс какого-либо фруктового сырья с готовым алкоголем, именно получение спирта путем брожения является одной из определяющих характеристик принадлежности к этой категории.
Другие важные особенности хард-зельцера, которые особенно подчеркивают производители — низкое содержание сахара и крайне малая калорийность. В целом, основной месседж, на который упирают маркетологи компаний-производителей — совместимость такого напитка со здоровым образом жизни. В силу этого, доля алкоголя в хард-зельцерах не превышает 5%.
Помимо низкого содержания калорий и углеводов, производители хард-зельцеров во многих случаях следуют и другим трендам здорового питания. Например, в силу отсутствия в составе большинства зельцеров солода и пшеницы, напиток является безглютеновым.
Тренд на хард-зельцеры возник в США на стыке 2018 и 2019 годов, когда на волне интереса к здоровому образу жизни потребитель начал искать более интересные напитки, нежели их привычные безалкогольные разновидности, которые относят к «ЗОЖ» сегменту. Алкогольная газировка стала интересна не только своей низкой калорийностью, но и легкостью в употреблении, а также вкусовым разнообразием.
В 2019 году аналитическая компания Nielsen отметила хард-зельцер бренда White Claw в списке прорывных инноваций. В том же году бренд был признан лидером продаж в этой категории напитков в США с долей рынка в 60 процентов. В 2020 году было отмечено, что к тому моменту в Штатах действовало уже более 65 производителей хард-зельцеров, чьи ряды продолжают пополняться. К рынку присоединяются как отдельные производители разного масштаба, так и пивоварни, запускающие свои линейки хард-зельцеров и открывающие суббренды для этого сегмента.
Яркие примеры пивоварен, зашедших на это поле: Evil Twin, Kona Brewing Co., Oskar Blues, Sierra Nevada. Отдельно стоит отметить принадлежащий Boston Beer Company крупный бренд хард-зельцеров Truly, неизменно занимающий высокие строчки в топах продаж в Америке.
В России первый коммерческий хард-зельцер выпустила питерская пивоварня Bowl Cut Brewery. К сегодняшнему дню довольно большое количество отечественных пивоварен представило свои релизы в этом направлении, в их числе: Brew Fiction, Coma Brewery, Cosmic City, DIETA, , GAS Brew, Landau Beerlab, Paradox, Salden's, Zavod.
Очередной всплеск популярности хард-зельцеров произошел во время локдауна, благодаря общему росту спроса на готовые напитки в банках из-за повсеместного закрытия баров.
Исследования аналитической компании Nielsen показали, что в 2020 году 70% респондентов отнесли хард-зельцеры к отдельной категории напитков, при этом, 10% из всех опрошенных назвали их пивом.
У пива и хард-зельцеров есть схожие моменты: как минимум, в обоих случаях дрожжи перерабатывают сахар в спирт. Но этого недостаточно чтобы ставить знак равенства между напитками.
Главное отличие заключается в том, что именно подвергается ферментации. Если в случае с пивом сбраживается солодовое сусло, то для получения хард-зельцера сбраживают тростниковый сахар с водой. В итоге получается чистый спирт, который карбонизируют и смешивают с различными фруктовыми добавками.
Отсутствие в составе других элементов кроме сахара и воды делает отчетливыми и элементарные внешние отличия — хард-зельцер после брожения получается прозрачным, чего явно не скажешь о пиве.
Исключение составляют густые смузи-зельцеры, которые неотличимы от смузи-сортов пива как на вид, так в большинстве случаев и на вкус, так как за фруктовой составляющей базовый напиток в них по большей части не распознается.