Пивоварение в нынешнем его виде было бы невозможно без создания подходящей упаковки для продукта. Появление и широкое использование стеклянных бутылок оказало большое влияние на развитие пивной отрасли. Вместе с тем эта история тесно связана с развитием технологий в целом. Об истории бутылки до момента появления стеклодувной машины – в материале Михаила Пахалова.
Нам представляется, что необходимость унести пиво «в кармане» существовала всегда, нужна была лишь техническая возможность: ведь пиво после розлива может дображивать, выделять углекислый газ, давление которого обычный контейнер попросту не выдержит. Мы уже касались истории баночного пива, преимуществ банки перед бутылкой. Всё же чего не отнять у бутылки – именно с неё начинается история розлива пива, а значит и перевозки, и подачи в таре малого объёма.
История фасовки пива в бутылку не имеет точной исторически подтверждённой даты, однако существует красивая легенда о приходском священнике по имени Александр Ноуэлл. 13 июля 1568 года он отправился рыбачить, прихватив с собой эль в глиняной бутылке, закрытой корковой пробкой. Бутылка осталась забытой на берегу, а когда преподобный Ноуэлл вернулся за ней и вытащил пробку, бутылка издала хлопок. За время, проведённое на берегу, пиво внутри бутылки «высушилось» – дрожжи подъели оставшийся экстракт, эль стал сухим и газированным. Отхлебнув тёплого пива из горла, преподобный убедился, что содержимое было вполне пригодным к употреблению. С криком «Эврика!» радостный священник побежал по городу и с того дня всё пиво разливается в бутылки. Шутка.
Если в этой легенде и есть доля правды, то это сама история об Александре Ноуэлле, знаменитом разработчике катехизиса англиканской церкви, его богатая на события биография хорошо известна и изучена историками. Благодаря этому до нас дошла эта легенда. Тем не менее известно, что пивовары, в частности британские экспериментировали с розливом пива в бутылки, глиняные и стеклянные, уже в XVI веке, во времена описываемых событий. Конечно же, это не было «стандартом индустрии» - её как таковой не существовало, однако пиво варили все, в том числе вышеуказанный персонаж.
Есть свидетельства наличия бутылок с пивом в английских пабах в XVII веке, в том числе из стекла. При хранении и перевозке глиняные контейнеры и штучного производства стеклянные бутыли обматывали верёвками, закапывали в песок, закрепляли пробку проволокой, но потери были слишком велики для того, чтобы массово разливать и подавать пиво в бутылках. Мода на стеклянные бутылки в высшем обществе очевидно существовала, но оставалась атрибутом роскоши. Среди преимуществ пива в бутылках было одно, вероятно, решающее – пиво хранилось лучше и дольше, чем в традиционной таре тех времён, деревянных бочках.
Прочные и недорогие стеклянные бутылки, которые не взрывались от давления, научились делать значительно позже, во времена Викторианской эпохи. Глина как материал уступила место стеклу в результате промышленной революции XIX века: паровые двигатели требовали угля. Его использование сделало возможным поддержание нужной постоянной температуры при производстве стекла, увлечение различными медицинскими снадобьями потребовало множества стеклянных бутылок и так далее.
Упаковка пива однозначно не была в начале списка необходимостей, повлиявших на развитие стекольной промышленности. Когда же объёмы производства стеклянных бутылок значительно выросли в 1880-х годах, основным их назначением были безалкогольные напитки: тоники, содовая и другие. Это не удивительно – пивная индустрия только начинала набирать объёмы. Но к скачку развития технологии пивоварения (холодильное оборудование, пастеризация, микробиологический контроль и т.д.) подоспели и другие изобретения.
В 1879 году англичанин Генри Барретт изобрёл винтовую пробку, в 1892 году ирландец Уильям Пейнтер предложил то, что сегодня известно нам как кроненпробка. Эти изобретения подоспели как раз вовремя: наступало время пивных гигантов, таких как «Анхойзер-Буш» и «Карслберг», быстро взявших на вооружение новые изобретения.
Создание американцем Майклом Оуэнсом в 1903 году полностью автоматической стеклодувной машины позволило ещё больше удешевить стеклянную бутылку. Уже в первой половине XX века она стала самым распространённым пивным контейнером – конечно же, для всеми любимых массовых светлых лагеров.
Выпуск пива объёмом 0.33 литра сложился под влиянием различных факторов. Законодателями стали производители из США. 12 жидких унций (355мл) – это объём консервной банки, в которые закручивали продукты. В Европе этот объём для удобства превратился в 1/3 литра. Цвет стекла также не случаен: большая часть пивных бутылок коричневые, так как именно такое стекло пропускает меньше всего ультрафиолета, от которого альфакислоты хмеля дают «аромат скунса». Зелёное и прозрачное стекло говорит о том, что пиву внутри ультрафиолет не страшен – альфакислоты в нём нейтрализованы.
Бутылки из глины, композитных материалов, алюминия и прочего по-прежнему производятся либо по традиции, либо наоборот, чтобы придать пиву футуристический вид. Стеклянная пивная бутылка не собирается уходить из пивной индустрии хотя бы потому, что при должном отношении к переработке мусора, стекло остаётся одним из самых «зелёных» материалов для упаковки. Это качество в наше время становится всё более актуальным.