Культура
Итоги года: рынок сидра в 2021

Самое время подводить итоги года, и начнем мы с российского рынка сидра. Об основных тенденциях, значимых событиях и лидерах продаж в 2021 мы поговорили с соучредителями компании-дистрибьютора натурального сидра Cidrology Артемом Перлиным и Дмитрием Карасевым.

Текст
Craft Depot
Какие вообще сегменты можно выделить на рынке сидра, какие примерные доли составляет на конец 2021 каждый — условно, масс-маркет, крафт, «крафти»?

Дмитрий: Российский рынок сидра сильно отличается от пивного, здесь водораздел масс-маркета и крафта проходит по сырью, из которого делается сидр. Весь масс-маркет делается из концентрированного сока, а все, что делается из сока прямого отжима, можно без натяжки назвать крафтом, в кругах сидроделов для этой категории есть неформальное название «натуральные сидры».

На долю «натуральных сидров» приходится 2,5% рынка, но есть потенциал для роста — создаются ассоциации производителей натурального сидра, продвигаются законодательные инициативы по признанию сидроделов сельхозпроизводителями. Все это должно дать свои плоды в обозримом будущем.

Отдельной категорией можно назвать фруктовые сидры, новые ГОСТы для которых мы получили в 2021 году. Большинство сидроделов стали активнее двигаться в этом направлении. На наш взгляд, это закономерный итог развития в условиях труднодоступности сидровых яблок. Я не уверен что фруктовые сидры повторят успех смузи и IPA, но категория определенно будет расти в 2022. Однако, определенные ограничения и законодательные коллизии в этой категории остаются до сих пор.

В плане развития производства подходящего сырья — сидровых яблок — были ли какие-то подвижки за год?

Артем: Действительно, появляются новые и новые сады с «сидровыми» яблонями, пока небольшие, но тренд хороший. Постоянно вижу новости об этом из разных источников или слышу от коллег. 
В целом, производители товарного яблока и яблочного сока в 2021 году обращали больше внимания на производителей сидра, понимая что это новый сегмент для сбыта их сырья. Письма с предложениями о сотрудничестве приходили достаточно часто.

Какое место на рынке в целом занимают нестандартные сидры — фруктовые, также, например, охмеленные и так далее?

Дмитрий: Как я уже сказал выше, фруктовые сидры это новая категория. Конечно, их производили и раньше, но не было возможности развивать сегмент, так как отсутствовали нормативные акты. Перспективы у этой категории весьма радужные, а вот что касается охмеленных сидров, то для многих они остаются не очень понятными, случаются удачные эксперименты, но к массовости это не приводит. 

Каждый год, начиная с ноября, большинство производителей выпускает на рынок различные вариации пряных/рождественских сидров, которые традиционно находят свою долю рынка.

Какие лидирующие позиции на российском рынке можно назвать в 2021 и какие прогнозы на 2022?

Дмитрий: В данном случае мы не ожидаем каких-то резких изменений, лидируют полусухие сидры с яркой яблочной ароматикой.

В России пока крайне мало садов с яблоками сидровой селекции, достаточно сложно сделать сухой сидр с хорошим балансом кислотности и танинности. Производство полусухих и полусладких сидров позволяет несколько решить эту проблему.

Безусловными лидерами рынка натуральных сидров за прошедший год можно назвать сидрерии DaDa, Bullevie и St.Anton, а в 2022 году самыми перспективными будут Rebel Apple, которые запустились в 2021 с крутой концепцией городской сидрерии, глубоким пониманием продукта и невероятным энтузиазмом.

Если брать картину в целом, продажи выросли по сравнению с прошлым годом?

Дмитрий: Прошлый год сложно брать в расчет, он весь был наполнен локдаунами и неопределенностью, в этом году все проще. Помимо роста продаж, мы в целом видим существенный рост рынка «натурального сидра», по нашим оценкам он составляет примерно 30%. Есть несколько причин к тому — постоянно растет интерес потребителей, заведения активно расширяют сидровую категорию в барных картах, появляются новые игроки, а старые укрепляют свои позиции, выдавая продукт все более высокого уровня

Как прошел сидровый фестиваль на «Флаконе»? Планируется ли больше таких событий в 2022?

Артем: Да, фестиваль конечно получился. Проводила наша знакомая. Круто, что появляется все больше и больше людей, которые интересуются сидром. Это дает большое развитие индустрии, и сидр уже практически стер свой негативный образ из 90-х, когда многие ставили его в один ряд с разными низкопробными коктейлями в банках. Возможно, что когда-то и мы проведем свой фестиваль. Идея у нас существует еще с 2019 года, но разные обстоятельства постоянно двигают планы, сами понимаете. Уверен, что он состоится, но точных дат называть не буду.

А как обстояло дело в плане привлечения внимания в заведениях — презентации, дегустации?

Артем: Глобальный пик презентаций в заведениях закончился ещё в 2019 году. Такой формат перестал быть чем-то новым, эксклюзивным, событийным и полезным. Просто приелось из-за перенасыщенности.

А вот запрос на посещение сидрерий, проведение обучений, презентаций для персонала — возрос. Доля сидра на полках заведений расширилась, это уже не напиток для отдельной категории гостей, которые «сами разбираются». Бармены и официанты хотят глубже разбираться в теме.

Напоследок — какие итоги и планы непосредственно у Cidrology?

Артем: За год мы скорректировали и расширили портфель множеством интересных позиций. Например, к нам вернулся «Святой Антон», присоединились сидры «Ш», «Притяжение Ньютона», Rebel Apple, а также появился новый сидровый проект от Владимира Наумкина — Incider. В портфеле появился испанский сидр La Sidra. А особая гордость за наш собственный продукт — сидр Silver Ponds, который уже сейчас можно попробовать в барах Москвы.

А на 2022 год планы еще более глобальные. Планируем вывести еще один бренд и привезти интересные сидры для HoReCa и для ритейла. Сейчас общаемся с ритейлерами и совсем скоро должны выйти на следующий уровень переговоров. 

Ну и куда же без подкастов в наше время? Запланировали выпустить серию. Будут интересные гости и много полезной информации.