В России хотят установить минимальную цену на пиво

Представители Минфина выступили с предложением разрешить федеральным органам власти и правительству регулировать стоимость все алкогольных товаров. В этот спектр попадает и пиво. Публичное обсуждение проекта продлится до 6 марта. В случае одобрения, новый закон должен вступить в силу  28 ноября.

Текст
Craft Depot

По словам чиновников, установление минимальной цены (МРЦ) — это одна из мер легализации алкогольного рынка.

«МРЦ помогает бороться с контрафактной продукцией, а также создает конкурентоспособную среду и обеспечивает устойчивую работу предприятий», — считают представители власти.

Чиновники опасаются все большего распространения на рынке низкокачественной дешевой продукции, которая засчет стоимости получает необоснованное конкурентное преимущество.

В настоящий момент у властей есть право устанавливать минимальные цены на этиловый спирт из пищевого сырья, алкогольную продукцию крепостью выше 28%, а также шампанское и вино.

Представители Минфина предлагают расширить эту норму и дать властям возможность регулировать цены на все виды алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также этилового спирта (кроме биоэтанола).

Впрочем, даже если такой закон будет принят, это не означает, что государство воспользуется правом установить МРЦ на весь алкоголь. К примеру, пока чиновники не установили минимальную стоимость на вино, хотя такое право у властей есть.

Крафтовые пивовары считают идею об установлении МРЦ на пиво скорее негативной.

Вячеслав Ветелев, LaBEERint Brewery:

«Законодатели и власти никак не оставят в покое пивоваров. Вместо того, чтобы смягчать хотя бы для мини и микро-предприятий все нововведения, усложнения и налоговое бремя они придумывают все новые и новые трудности. И практически всегда это подается как "а давайте введем и посмотрим что будет". Исправление же ошибок происходит в единичных случаях, чаще не происходит вовсе.

Мы видели на конкретных примерах, что вполне легальное пиво с ЕГАИС некоторые сети могут продавать дешевле себестоимости, не нарушая при этом закон. Но все это игры в демпинг больших компаний — невозможно всегда продавать в минус. Если мы говорим о рынке — он сам сможет автоматически себя отрегулировать. Если мы говорим о нечистоплотных региональных разливайках, где сейчас литр стоит по 40 рублей — что мешает в настоящее время выяснить природу такого демпинга? После установки МРЦ они просто начнут продавать пиво по этой самой МРЦ.

Рынок падает, отчасти от обнищания населения, отчасти от законотворческой деятельности и чрезмерного регулирования отрасли. Несмотря на происходящие в течение последних лет события, в стране появилось порядка 300 новых пивоварен, и практически все это — микропредприятия. Но еще сотни закрылись и уж точно сотни могли открыться, если бы годами стоящие на повестке дня отмена ЕГАИС, патентная система или раздельная акцизная политика для малых предприятий были доведены хотя бы до законопроектов, а лучше — приняты. Любое ужесточение в текущей ситуации — это усиление давления на честный бизнес и увеличение количества теневого. Поэтому я скорее против, чем за. Я вообще не понимаю, почему бы просто не оставить отрасль в покое хотя-бы на несколько лет от различных ужесточающих и запретительных нововведений».

Татьяна Сущик, Gruit&Beer:

«Я не думаю, что всё это положительно скажется на развитии отрасли. Попытка регулирования всегда приводит к тому, что ты получаешь какие-то теневые моменты. Эта история приведет к падению рынка. Наш сегмент рынка от этого тоже, скорее всего, пострадает, потому что цена нашего продукта немаленькая. Зависит, конечно, от того, какую минимальную цену поставят власти. Поставят, не дай бог, 40 рублей за литр, и как хочешь, так и крутись. Поэтому, думаю, ничего хорошего от этой инициативы ждать не стоит».

Публичное обсуждение нового законопроекта проходит тут.