Культура
Экономика крафтовых слияний

Консолидация — судьба любой раздробленной отрасли. Стратегические альянсы, слияния и поглощения происходят как в сфере высоких технологий, так и среди потребительских товаров. Крафтовая индустрия раздроблена по своей природе и пытается держаться за понятия «малый» и «независимый», но на Западе в этом бизнесе слияния тоже происходят, число их в последние годы растёт. Почему это происходит? Кратко пересказываем аналитическую статью об экономике слияний в мире крафта Кэри Шамвей, основателя портала для профессионалов крафтовой индустрии Craft Brewery Finance.

Текст
Craft Depot

Консолидация на пивном рынке происходит по разным причинам: для экономии затрат, достижения эффекта масштаба или для выкупа конкурента. Хотя количество поглощений среди пивных компаний увеличилось в последние годы, консолидация рынка идёт десятилетиями. В начале 1980-х три четверти американского пивного рынка уже были в руках четырёх игроков: Anheuser-Busch, Miller Brewing, Coors Brewing и Pabst. В Великобритании к этому времени доминировали шесть крупных компаний: Whitbread Beer Company, Scottish & Newcastle, Courage, Bass, Watneys / Grand Metropolitan и Allied Lyons. Они контролировали не только производство, но и каналы продаж, так как в их собственности находилось и подавляющее большинство пабов в стране.

Подобные процессы сейчас происходят и на крафтовом рынке. За последние десять лет поглощениями малых пивоварен занимались не только гиганты алкогольной индустрии. Крупные крафтовые пивоварни теперь и сами начинают заключать собственные сделки, объединяясь или формируя коллективы, чтобы завоевать новые позиции на рынке. В мае Boston Beer Company — крайне консервативная компания, известная своим осторожным отношением к подобным сделкам — внезапно сменила свой подход и купила Dogfish Head Craft Brewery за 300 миллионов долларов. Это самый свежий пример, крупные игроки CANarchy, Craft Brewery Collective и Artisanal Brewing Ventures образовались всего лишь несколькими годами ранее.

Условия типичной сделки

Консолидация может принимать разные формы: стратегическое партнёрство, миноритарные инвестиции или прямой выкуп. Покупатели и продавцы обмениваются информацией и пытаются договориться об условиях сделки. Часто для руководства сделкой и проведения переговоров привлекается брокер.

Покупка обычно включает в себя так называемое неконкурентное соглашение, по которому продавцу запрещено открывать аналогичный бизнес в течение определенного отрезка времени. Сделка может также включать в себя трудоустройство прежних владельцев или топ-менеджеров, что позволяет им остаться в новой компании.

На слияние двух крафтовых пивоварен влияет много факторов, но базовый принцип остаётся неизменным: два отдельных завода объединяются и становятся одним предприятием.

Экономические преимущества

Стандартная схема слияний среди оптовиков — покупка соседей. Когда приобретаемое производство расположено недалеко и его территория дистрибуции смыкается с вашей территорией, можно объединить склады и маршруты доставки и сократить избыточный административный персонал.

В этой области даже бытует особый термин — «золотые кейсы» (golden cases) — для описания финансовых выгод от добавления новых продаж пива к существующей распределительной инфраструктуре. Кейсы становятся «золотыми», так как обеспечивают приобретающему оптовику дополнительную прибыль без дополнительных затрат.

«Индустрия крафтового пива имеет очень низкие барьеры для входа, но масштабирование невероятно сложно и дорого, — говорит Мэтт Фрейзер, генеральный директор CANarchy. — Если вы можете сохранить дух бренда, то в консолидации много преимуществ, как и в других отраслях».

Иными словами, пивоваренные заводы, ориентированные на приобретение, ищут операционную синергию — ситуацию, в которой два завода, работая вместе, могут достичь того, чего не могут по отдельности, когда целое становится большим, чем сумма его частей.

«Мы консолидируем то, что потребитель не видит и не может видеть, — добавляет Фрейзер. — Объединяем финансы, бухгалтерию, юридические отделы, HR, IT, комплаенс и закупки сырья, сохраняя при этом индивидуальность брендов, которая и вывела их на этот уровень».

Экономия на масштабе — ещё один термин, используемый для описания преимуществ, которых добиваются крупные пивоварни. В них входят бóльшая покупательная способность в отношении хмеля, зерна, упаковочных материалов и пивоваренного оборудования, а также сниженные затраты на все составляющие производства: банки, бутылки, картон и другое сырье. Поскольку пивоваренные заводы объединяют и увеличивают свои возможности, эффект масштабирования приводит к увеличению выручки и прибыли без существенной реструктуризации производства.

Зачастую консолидация даёт возможность приобретённому производству использовать существующие каналы сбыта. Бренд добавляют в существующую оптовую сеть и обеспечивают доступ на новые рынки. Новые каналы поставок, новые команды дистрибьюторов, обмен знаниями — всё это может дать компании огромные рычаги для дальнейшего развития. По словам Фрейзера, «внутренняя конкуренция и обмен инновациями и эффективными практиками» — дополнительное преимущество консолидаций craft-on-craft.

Планирование слияний

Экономические выгоды от слияния выглядят хорошо, но стоит подробно изучить цифры и установить общую финансовую жизнеспособность той или иной сделки. Способна ли консолидация увеличить денежные потоки и создать более ценный бизнес?

Чтобы ответить на этот вопрос, бухгалтеры составляют финансовые прогнозы, вырисовывают график консолидации, суммируют финансовые показатели двух пивоварен, а затем вносят соответствующие корректировки.

Ниже приведён упрощённый пример графика финансовой консолидации.

EBITDA — аналитический показатель, равный объёму прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации. Эта цифра в целом отражает финансовую картину двух объединённых предприятий.

Например, расходы, которые прекратятся после консолидации, «добавляются обратно» к EBITDA: это увеличивает показатель и финансовую привлекательность слияния.

После составления этого графика, скорректированный EBITDA сопоставляется с долгами приобретающего пивоваренного завода. Новые денежные потоки должны полностью покрывать приобретённые задолженности. Это очень упрощённый взгляд на слияние, тем не менее он позволяет увидеть базовые принципы финансовой жизнеспособности новой пивоварни.

Автор: Георгий Истигечев