Культура
Los Pivnos: «Выживают сильнейшие. Деньги и объемы решают»

В Костроме всего 3 пивоварни на весь город. Одна из них – крафтовая Los Pivnos. Ее создатель и идеолог Антон Толстов рассказал нам о проблемах маленьких и больших пивоварен

Текст
Фёдор Тихонов

Антон, привет! Расскажи историю основания вашей пивоварни

С самого старта в 2012 году мы старались варить не совсем стандартные сорта, хотя в стране крафтом еще и не пахло. А когда волна крафтового пивоварения добралась до берегов Волги, на наши мощности пришли контрактные пивоварни, что открыло нам новые горизонты для развития.

А кто пришел вариться?

Например, ярославцы Plan B, сотрудничеством с ними мы гордимся. Отличная пивоварня с хорошим пивом.

Сами мы решились варить крафт, лишь когда взвесили все за и против и поняли, что можно экспериментировать, не теряя качества, фана и куража. Мы просто решили, что нам не слабо. На старте, кстати, нам помогал небезызвестный Александр Лютый

Что ваша пивоварня варит и под каким лозунгом?

У нас довольно классическая линейка: IPA, лагер, APA, дюббель, берлинер вайссе, браун, имбирное пиво. Мы против каких-то особых лейтмотивов и нарочитой элитарности. Хотя девиз есть: "Крафт с человеческим лицом". Проще надо быть, ближе к людям.

Что пьешь сам? Твои любимые пивоварни и стили/сорта пива?

Я не биргик и верен красному сухому. В пиве предпочитаю относительно легкие и питкие сорта, RIS и барливайны – точно не моё. Из мэйнстрима я предпочитаю Brewdog, Mikkeller, Nogne, из не самых очевидных вариантов – литовцев Brick By Brick, с которыми мы частенько соседствуем на фестивалях.

Перед тобой человек, который никогда не пил крафт. Что посоветуешь ему?

Беги, парень, беги!

А если серьезно? Есть цель подсадить человека на крафтовую иглу, что ему советовать?

Надо ли подсаживаться? Я не уверен. Это как с едой и вином, с чувственным опытом в целом – когда ты достигаешь какого-то уровня знания, опыта и хочешь двигаться дальше, ты сам ищешь и находишь. Что касается пива, то начинать надо с не очень охмеленных сортов, то есть с небольших показателей IBU, на мой взгляд.

Насколько сложно сварить классное и пиво? Такое, чтобы каждый бар сказал “Мы хотим его!”

Секрет успеха не только в умениях и увлеченности технолога-пивовара, но и в социальных навыках вашего продажника. Продажник – самый главный маг и кудесник в ремесленном пивоварении.

Какая музыка должна играть в крафтовых барах?

Ну здесь бы я как-то особо не выделял крафтовые бары – гармоничный музыкальный подход необходим заведениям с любыми напитками. Другое дело – фестивали крафтового пива и их музыкальное сопровождение. Вот тут, на мой взгляд, удачных примеров мало – это только Craft Depot Fest и мероприятия Сергея Магера. У остальных – довольно однообразная смесь рокабилли, хардрока и прочих каверов.

Что думаешь о российском крафтовом движении? Плюсы, минусы, подводные камни?

Проблема движения в том, что оно раздроблено на несколько тусовок, которые друг друга откровенно недолюбливают. Это как российская политическая оппозиция – полторы калеки, и те умудряются друг с другом перессориться. Нет атмосферы равенства и братства, братства пивца!

И что с этим делать?

Философский вопрос. Возможно, тусовка сплотится перед лицом экономических трудностей, хотя вряд ли.

Что с рынком вообще происходит?

Уже сформировались крафтовые гиганты, но плюсы больших и знаменитых пивоварен – их же минусы. Мелочь пузатая менее неповоротливая. К тому же барам нужны новинки как в плане сортов, так и в плане пивоварен. Это одна сторона.

А другая?

В силу своего непостоянства “мелочь” может умереть или найти потребителя в некрафтовой части, а крафтовый гигант всегда будет на своем месте. Рынок сейчас переживает очень интересное время – выживают сильнейшие. Деньги и объемы решают. Всё другое останется на домашнем уровне.

Сильно мешают крафтовикам ЕГАИС, акцизы и другие палки в колеса от государства? Как с этим бороться?

Любая зарегулированность мешает, и не только крафтовикам. Налоговая нагрузка сейчас дикая, конечно. Любопытно наблюдать реакцию обывателей, когда объясняешь им сколько в цене бутылки пива достается ритейлеру, сколько пивовару, а сколько государству. Бороться с этим сложно, ибо dura lex и всё такое. Приходится адаптироваться.

Крафт в ритейле – когда?

Уже. В Ашане – Craft Brew Riots, Мухомор - пусть немного неудачный заход, но с кем не бывает. Даже Brewdog недавно появился. Эти и некоторые другие уже попсовые лейблы, которые стремятся к монетизации. И это нормально, хорошо. Но давайте все это называть не крафтом, а крафти. Все понимают, что быть попсовым – неплохо. Прививать вкус потребителю – замечательно, очень достойная миссия. А уж под каким соусом это продавать – под панковским или фрактально-математическим, дело десятое.

Фудпейринг – еда под пиво и пиво под еду? Твои любимые сочетания?

Пример моего последнего удачного пэйринга – vermont-style IPA c домашними пельменями с мясом перепелки, которые делает мой сосед. На ум приходят портеры с персиками и армянскими абрикосами. Хорошие фермерские сыры появляются, в Костроме и Ярославле, камамберы годные, они с ароматными цитрусовыми ИПАми пляшут. Короче, есть чем закусывать крафтовое пиво и в России, если не лениться и поискать хорошие продукты.

Как отдыхаешь от пива? Хобби, увлечения?

Вообще, мой основной бизнес – дизайн и полиграфия. Рекламный креатив, нейминг – это то, чем я занимаюсь 18 лет и не устал до сих пор. Еще я увлекаюсь кулинарией. Думаю, что мои не пивные профессия и увлечение помогают мне придумывать сорта и названия для Los Pivnos.

Какие планы на будущее и на Craft Depot Fest 2018?

О будущем говорить сложно, но на фесте порадуем гостей и себя чем-то легким, приятным, сухим и с кислинкой!

Фотографии предоставлены пивоварней