Культура
Импорт и цены: прогнозы

В свете происходящего возникает много вопросов, и один из них касается влияния ситуации на крафтовую индустрию России. Что будет с ассортиментом и сколько теперь будет стоить пиво — на наш взгляд, именно те пункты, которыми стоит открыть эту большую тему. Мы пообщались с представителями московских баров, боттлшопов и импортеров о том, что происходит с ценами и линейкой заведений.

Текст
Диана Степанова
Цены на импорт

Конечно же, в первую очередь следует разобраться, насколько подорожала на данный момент импортная продукция.

В среднем, по словам собеседников Craft Depot, ценники на зарубежное пиво выросли на 10-30%, однако некоторые владельцы баров сообщают о повышении даже 40%. Тем не менее, сейчас куда большее внимание обращено в сторону новых условий отгрузки.

Прямо сейчас те из поставщиков, кто отгружает продукцию, увеличили цены на 20%. Многие вообще заморозили отгрузки в связи с нестабильной ситуацией вокруг курса доллара, — поделился Виктор Карпович, управляющий бара The Rusty.

Артем Гуляев, владелец бара «ЭллиЛагер», объяснил, что именно происходит на рынке в связи с нестабильным курсом валюты:

Многие дистрибьюторы остановили заказы на неделю в ожидании реакции валютного рынка и производителей. Поэтому рынок только сейчас начинает отходить от шокового состояния и принимать первые решения, а также и заказы. А решения, в основном, состоят в фиксировании цен на импортную продукцию по курсу на утро текущего дня. И, естественно, все отсрочки платежа стараются убирать. В среднем произошло подорожание на 20-30%.

Артем Гуляев

Владелец бара Craft Republic Антон Плигин уточнил, что сейчас в большинстве случаев отгрузка совершается только при условии предоплаты.

Исчезнет ли импорт?

Несмотря на все неблагоприятные условия, есть надежда, что некоторые зарубежные бренды все же продолжат поставки в Россию. Представители рынка поделились, чего стоит ожидать в дальнейшем.

Скорее всего, учитывая товарные запасы на складах хранения, в ближайшее время импорт будет присутствовать на нашем рынке, но вероятность появления чего-то нового в ближайшей перспективе будет меньше. На данный момент непонятно, что будет с границами, перевозками, будут ли европейские поставщики саботировать нашу страну. В любом случае должно пройти время.

В целом весь рынок давно уже находится, как минимум, в стагнации. Последние ковидные года сильно ударили по сфере общепита. Но для потребителя это не было сильно заметно. В ближайшее время, я думаю, изменения будут более жесткие. Не сегодня, так через месяц-полгода. Не секрет, что большая часть рынка крафтового пива варится на импортном сырье. Повышение цены на продукцию при падении спроса переживут не все. У многих пивоварен беда с рынком сбыта по различным причинам, например из-за качества продукции или плохой дистрибьюции. Рынок в любом случае выживет, но изменится. Естественный отбор воочию! — рассказал Петр Львов, главный бармен в баре Local Station.

Петр Львов

Вопрос о том, исчезнет ли импорт с российского рынка, мы задали и Артему Гуляеву из «ЭллиЛагер»:

Не исчезнет, конечно. Всегда найдутся адепты импорта, которые заплатят столько, сколько потребуется. И солярисы за три миллиона будут покупать, а что делать, не на ладах же ездить! Доля таких адептов будет зависеть не столько от цены, сколько от желания европейских производителей работать с Россией. Тут уже репутационные риски включаются, к сожалению.

Генеральный директор компании «РусБир» Сергей Шляпников на примере уверил, что импорт никуда не денется и переживать не стоит:

В конце 2014 года валюта подорожала вдвое, но это не помешало в 2015 году вдвое увеличить долю ввозимого в РФ импортного пива. Уверенно заявляю, если не будет всеобщего европейского эмбарго, импортное пиво не исчезнет, но его доля и ассортимент значительно сократятся.

Импорт останется. Да, кто-то уйдет, но будут появляться новые торговые марки и производители. Рынок России интересен и важен зарубежным игрокам пивной индустрии, чтобы они там не говорили, — отметил Денис Богатов, руководитель отдела продаж New Riga’s Brewery.

Денис Богатов
Цены на российский крафт

В данном вопросе мнения наших собеседников разошлись. Одни говорят о том, что стоимость российского крафта пока неизменна, другие сообщают о небольших подвижках в сторону повышения цен.

В барах Local Station и The Rusty, а также в магазине «РусБир» роста цен пока не ощутили.

Производство крафтового пива во многом зависит от поставки иностранного сырья, поэтому подорожание будет неизбежно. Особенно это коснётся охмелённых сортов, — объяснил возможные тенденции Иван Баландин, главный технолог New Riga’s Brewery.

В то же время владелец бара Craft Republic вместе с руководителем отдела продаж New Riga’s Brewery россказали, что минимальный рост цен уже виден. Подробнее об этом рассказал владелец бара «ЭллиЛагер» Артем Гуляев:

Заявления о подорожании приходят, постепенно увеличиваются цены. Насколько именно, пока рано говорить, так как шоковое состояние в первые дни также имело место быть. Как сказала одна уважаемая мной питерская контрактная пивоварня: «…ничего поделать не можем. У пива разве что вода не импортная». Так что повышения неизбежны. Да и беспрецедентные санкции мирового сообщества раскачивают инфляцию каждый день. Поэтому цены будут существенно расти и на российское сырье.

Антон Плигин
Чего ждать барам

На данный момент посетители баров пока не меняли своего покупательского поведения и охотно продолжают приходить в питейные заведения.

Как я ранее уже говорил, потребитель-покупатель-гость пока еще не понимает, что происходит. Только что была новость, что люди начали скупать айфоны, пока еще цены не выросли, так что изменения будут заметны только в перспективе. Но работа барной сферы во многом зависит от людей за стойкой — всегда можно вместо импорта предложить гостю не уступающий по качеству продукт, который был произведен у нас. Самое главное — наличие такого продукта. Ведь в бары люди ходят не столько, чтобы напиться, сколько сменить картинку, изменить атмосферу. Так что поживем — увидим! — рассказал Петр Львов.

Барная отрасль сейчас, возможно, как никогда нужна людям. В барах издавна собирались для обсуждения текущих новостей, делились мнениями, да и просто выплескивали эмоции. Тем более, что в современной России делиться мнениями в онлайне опасно для жизни, поэтому люди будут приходить в бары. Наша роль в данной ситуации — стараться всеми силами сдерживать неизбежный рост цен и оставаться для наших гостей приютом в их стремлении спрятаться от безумного информационного давления и немного отдышаться. Как я говорил ранее, изменения цен только начались, а у нас есть остатки по докризисным ценам. Соответственно и гостям не надо заново выбирать. Посмотрим, что будет через 2-3 недели. Но уже точно понятно, что про премиальные пивоварни вроде Evil Twin, Cigar City, Mikkeller, To Ol и других можно забыть. На эти деньги лучше взять солярис, — дополнил Артем Гуляев.

Сергей Шляпников из «РусБир» рассказал, что они только сейчас начинают повышать цены на ассортимент, который приходит с подорожанием:

Уверен, сначала покупатели будут искать более дешевые аналоги любимых стилей и сортов и, скорее всего, их выбор будет склоняться к российским крафтовым и региональным пивоварням. Безусловно, подорожание пива и перебои с ассортиментом негативно скажутся на боттлшопах, но, думаю, это будет не критично. В России любят пиво и у этого напитка нет аналогов.

Сергей Шляпников

Виктор Карпович из бара The Rusty также отметил, что без альтернативы российские потребители перейдут на отечественный крафт.

Представители пивоварни New Riga’s отметили, что у них случился прирост покупателей.

Количество покупателей временно сильно выросло, так как происходит реальное импортозамещение, но на перспективу загадывать, к сожалению, невозможно, — поделился главный технолог пивоварни.

Иван Баландин

Денис Богатов также сообщил, что спада покупательского потока они не наблюдают:

Но, в целом, это неизбежно, что существенный процент потребителей импортного пива будет искать замену в виде качественного пива российского производства, а мы, как производитель, можем дать это рынку и продолжим удивлять вкусными новинками. А что касается боттлшопов, то, возможно, станет ниже покупательская способность и тогда это скажется на их доходности.

Антон Плигин из Craft Republic также высказался на счет перспектив:

После двух лет пандемии количество гостей только начало восстанавливаться, а теперь опять точно снизится. К тому же у большинства финансовое положение вряд ли улучшится, что тоже не будет способствовать походам в бары и рестораны. В общем, нас ждут очень непростые времена по всех отношениях.