Культура
«Наша задача: развитие и поддержание крафтовой культуры в Казахстане» — Baza Brewery

Казахстанская крафтовая пивоварня Baza Brewery открылась в сентябре 2018 года в пригороде крупнейшего города страны Алматы. Сегодня продукция пивоварни поставляется более чем в 80 магазинов по всей стране.

craftdepot.ru поговорил с менеджером Baza Brewery по развитию креативного направления Кириллом Лавровым о нынешнем положении крафтового рынка в Казахстане, планах пивоварни и перспективах развития культуры крафта в регионе.

Текст: Евгений Яковле

Текст
Евгений Яковлев
Что представляет собой крафтовый рынок в Казахстане? Как и когда он возник?

Естественно, развитие рынка крафтового пива во всем мире затронуло и Казахстан. В данный момент на всю страну доля крафта составляет 11 тысяч гектолитров. В силу устоявшихся вкусовых предпочтений казахстанцев крафт занял свою нишевую позицию прочно, но не положил начало новому направлению рынка. То есть – культура крафтового пивоварения есть, но аудитория оставляет желать… [лучшего – прим.]. Возможным источником дальнейшего роста может стать трансформация рынка крафта в более «питкие» сорта с невысоким содержанием ABV и низким IBU.

Что же до истории, то годом появления крафтового пива, как определения, можно считать 2016 год. Формирование рынка произошло благодаря активному возникновения крафтовых баров, а также деятельности компаний-импортёров из Европы и России.

С чего начинался бизнес Baza Brewery, кто стоял у основания компании?

Идея открыть Baza Brewery принадлежит частным лицам, активным участникам пивного рынка как со стороны оператора, так и с потребительской стороны. В основе бренда лежит долгосрочная задача по формированию творческой базы – пространства для коллабораций, эксклюзивных варок и реализации самых разных идей. То есть, Baza Brewery – это своего рода творческая лаборатория, где любой желающий может как творить, так и просто варить как с нашими ингредиентами, так и со своими. Одно условие: не менее 15 гектолитров.

С какими сложностями пивоварня столкнулась при запуске, в том числе с точки зрения взаимодействия с государством?

Мы были безумно вдохновлены идеей запуска пивоварни. Вдохновение, позитивный настрой повлияли на то, что старт прошёл гладко, и мы не столкнулись со значимыми трудностями. Безусловно, некоторые вызовы присутствовали, но в основном они связаны с операционной деятельностью, с человеческими ресурсами и с преодолением рыночных барьеров. Уже более года пивоварня уверенно «шагает» по Казахстану, делает пробные поставки на другие рынки и завоевывает любовь регулярными новыми релизами, является желанным гостем на любого рода ивентах.

За всё время работы Baza Brewery каких удалось добиться успехов, в частности в плане продаж? Что пока не получается?

Если говорить номенклатурным языком, то наше пиво не проходит обработку пастеризатором, соответственно, оно требует определенных условий хранения, которые не всегда могут обеспечиваться торговыми клиентами.

Ингредиенты, которые мы используем, – исключительно импортного происхождения, что сказывается на себестоимости продукции. Два этих фактора представляют собой определенные сложности для более активного развития, но мы принимаем это с достоинством, ибо качество продукта – наш приоритет!

Как выглядит рынок крафта в регионе сегодня? Кто является основным поставщиком – местные пивовары, или преобладает импортная продукция?

Baza Brewery – один из самых молодых и быстро растущих игроков. Локальный крафт занимает объём рынка крафтового пива от 80% до 85%, основными игроками являются пивоварни в Алматы, Усть-Каменогорске и Костанае.

Насколько развиты каналы продаж крафта on-trade и off-trade?

Распределение продаж по каналам on-trade и off-trade практически одинаковы для премиального крафта. Основное потребление в off-trade проходит через розницу. Крафтовое пиво выставляется на торговых площадях в паритете с импортным пивом.

Возникают ли проблемы с дистрибьюцией с точки зрения маркетинга?

Проблем с маркетингом нет никаких. Тут, скорее, проблемы с логистикой: так как пиво у нас непастеризованное, срок годности 120 дней, не всегда при транспортировке и хранении соблюдается необходимый температурный режим. Поэтому пока не рискуем. А так – хоть на Северный полюс.

Насколько востребовано местное крафтовое пиво в других странах, как выглядит ситуация по экспорту?

Baza Brewery является единственным игроком, который делает шаги в сторону экспорта. У нас есть запросы с севера России, центральной части, из Крыма, Москвы и Питера. Наше пиво представлено в Бишкеке. В целом в силу коротких сроков хранения экспортный рынок пока не представляет высокой доли интереса для локальных производителей. При этом к продукции Baza Brewery возникает интерес от потребителей из таких рынков, как Узбекистан, Франция и даже Шотландия. Нас регулярно посещают гости из самых разных уголков мира.

В 2019 году мы впервые приняли участие в Craft Depot в Москве и были рады получить массу положительных отзывов о нашей продукции, как от коллег – производителей, так и от гостей выставки.

Можете назвать своих основных конкурентов среди местных производителей и импортеров?

Стратегической задачей BAZA является развитие и поддержание крафтовой культуры в стране через предоставление интересного ассортимента продукции, а также через сотрудничество с другими пивоварнями подобного типа для организации совместных варок, проектов, ивентов.

Мы хотим рассматривать других участников крафтового рынка не как своих конкурентов, но как единомышленников. На данном этапе перед нами стоит задача формирования и развития данного сегмента. Основным конкурентом мы считаем развивающийся рынка поставки крафта и «псевдокрафта» из Европы.

Весной, к празднику Наурыз, Baza Brewery выпустила пиво, которое обыгрывает традиционное праздничное блюдо Наурыз Коже. Это была разовая варка, или пивоварня будет использовать национальные рецепты в пивоварении в дальнейшем?

Да, мы сварили несколько сортов пива к Наурызу в стилистике гозе — клубничное, персиковое, фруктовое и оригинальное. Назвали его созвучно с главным блюдом праздника «Наурыз Коже», поиграв с созвучием сорту гозе. У пивоварни есть набор планируемых релизов на 2020 год.

Национальных локальных проектов пока не планируется, но будут интересные релизы в тематике других стран — в том числе, будут новые сорта гозе. Мы учитываем вкусы нашего потребителя и из любой лимитированной варки делаем выводы.

Как часто Baza представляет новые сорта? Какие новинки появились в 2019 году? Есть ли проекты коллабораций с пивоварнями из других стран, в том числе из России?

У Baza Brewery в ближайшем времени планируется крутейший коллаб с одной из лучших крафтовых пивоварен России. У нас уже был интересный опыт совместных варок с пивоваром «Волковской» Михаилом Ершовым, а также с локальной кустанайской пивоварней Fessla. Наш новый проект, который мы планируем к лету, будет таким же интересным.

Также в 2020 году Baza расширит свою линейку рядом постоянных сортов и порадует лимитированными сериями. Ближайшим проектом будет совместная варка с победителем первого в Казахстане конкурса «Битва пивоваров» домашним пивоваром Дмитрием Музалевским. Конкурс организовали на празднование дня рождения пивоварни с целью поддержки домашних пивоваров, которые влияют на развитие нашего рынка не меньше, чем коммерческие организации. Планируемый стиль релиза – сессионная IPA.

Какие перспективы у крафта в Казахстане в целом? Какие изменения можно ожидать в ближайшее время?

Мы не ожидаем существенных изменений в структуре рынка крафтового пива. Возможен небольшой рост за счёт региональной экспансии и урбанизации. В целом мы склоняемся к мнению, что 2020 год будет очень похож на 2019-й, но гораздо интереснее.

Как появилась идея использовать для логотипа образ человека с коробкой на голове?

Концепт маскота Bazzy появился после того, как на пивоварне взорвалась бутылка, а у ребят не было под рукой специальных защитных очков. Пришлось взять коробку и вырезать дырки для глаз и рта, чтобы было легче дышать.