Культура
Анатолий Галкин из Rising Moon: «Крафтовая тусовка — огонь!»

В июне в Ассоциацию Craft Depot вступила молодая, но довольно известная в крафтовых кругах пивоварня Rising Moon. Её основатель Анатолий Галкин рассказал нам о питерском пабкраулинге, пиве с чаем и перспективах крафта.

Текст

Расскажите историю вашей пивоварни Я недавно переехал из Питера в Москву, а мой друг Сергей — из Москвы в Мышецкое, это ближнее Подмосковье. После продолжительного и часто безудержного употребления мы решили, что пора варить своё пиво. Начинали мы с мощностей в 50 литров, сделали более 70 варок, позанимали всякие призовые места на домашних фестивалях и после закупили оборудование на тонну. Мы поставили его в загородном доме, в котором раньше планировался бассейн. Наконец в этом апреле мы получили разрешение от Росалкогольрегулирования. В общем, если вкратце, мы, как и многие, выросли из домашников.

Что варите?

Крафтовую классику от IPA до имперских стаутов, но также экспериментируем, например, сделали Amber Ale c добавлением чёрного чая Earl Grey. Ходовые сорта на — «крепыши»: DIPA, Triple и RIS.

Даже в летний сезон?

Летом хорошо зашёл лёгкий портер и сезонное пиво, хотя последнее у нас тоже не слабое — 7%.

Заметили ли вы какую-то особенную пивную активность во время чемпионата мира по футболу?

Больше народу — больше продажи. Спросите у любого бара, магазина, ритейлера. Пиво льётся рекой, плюс повезло и с погодой.

Ваше любимое пиво?

Люблю покрепче. Квадрюпели, барливайны, дипы и все такое. А так, если не напиваться и «пить нечего» — в барах беру обычно, что не пробовал, чаще стауты и пэйл эли. Кисляки пью достаточно редко, хотя есть очень приятные. Cantillion, конечно, первый из них.

Перед вами человек, который никогда не пил крафт. Что посоветуете ему? Как «врубиться» в крафт?

Разве такие есть? Они просто не знают, что уже пили. Вообще, зависит от человека, есть такие, которые пили и любят хорошее классическое пиво, а есть кто привык к светлому негорькому подешевле. Хотя, наверное, проще так — дать маршрут по крафтовым барам и задание пройти их по кругу 2-3 раза. Так родится любовь или ненависть, и в первом случае дальше развиваться поможет интернет.

Насколько сложно сварить классное пиво — такое, чтобы каждый бар сказал: «Мы хотим его!»?

Для не совсем известной пивоварни — это достаточно сложно. Тут в любой отрасли правила одинаковые, и все эти вопросы уже настолько разжёваны везде, что повторяться не хочется. Технологически, конечно, это тоже сложная задача, но это производственный вопрос.

Пиво и музыка?

Музыка помогает продавать фиговое пиво типа масслагеров, а хорошее пиво и без музыки продаётся хорошо. Я каждый год езжу на музыкальный фест Sziget, там везде лагеры от спонсора, и пока я там, я спокойно пью их и не задумываюсь, но как только выхожу за пределы острова — сразу бегу в ближайший крафтовый бар, хорошо, что в Будапеште их много!

Что думаете о российском крафтовом движении?

Движение — огонь, тусовка — огонь! А плюсы, минусы пусть разбирают футбольные эксперты. Приведу в качестве примера питерские фесты. Я, как человек из Питера, с детства научен пабкраулингу. То есть если мы посещали менее 7 баров за ночь — значит не отдохнули. А что делать целый день на одном фесте? Два — самое то, три — ещё лучше. Всё для людей, причём и гостей, и для пивоваров. Но последним бывает в эти дни тяжело — бывало из «Авроры» в Ленэкспо по 4 раза туда-назад ездил за день.

На фото — Сергей, один из основателей пивоварни RM
Фотография: paul-egorov.livejournal.com

Конкуренция, значит, здравая в крафте? А за крафтовыми тёрками в «Фейсбуке» наблюдаете?

Да, попадается на глаза. Но все, что происходит подобного в «Фейсбуке», в чатиках, это в основном не видно массовому глазу, это всё внутри отраслевой тусовки и паре десятков приближенных. А вот 3 феста подряд и одновременно видны всем. Если хотите, у трёх крафтовых фестов в Питере охват выше, чем у срачика в ФБ.

И в какой тогда стадии российское крафтовое пивоварение сейчас?

Крафтовое пивоварение — это прежде всего те, кто пьют или предпочитают пить крафт. Рынок увеличивается и будет увеличиваться потихоньку еще долгое время. По сравнению с многими странами — у нас очень большой выбор стилей и сортов. И многие бары выгодно отличаются от европейских по выбору и осведомлённости барменов и продавцов. По крайней мере, у меня такое сложилось впечатление после 10 лет посещений баров по всей Европе.

Какую страну выделили бы из европейских с самыми прогрессивными крафтовыми тенденциями?

В плане тенденций это, наверное, Бельгия. А с точки зрения стран, где крафт на каждом углу, назову Польшу, Венгрию и Эстонию. Еще Балканы.

Что думаете о роли государства?

Я очень давно работаю в телекоммуникационной отрасли, это, к слову, самая зарегулированная отрасль в России. Очень плотно занимался вопросами законодательных изменений, а еще больше легализацией «нелегализуемого». В пивоварении всё проще, но для крафтовиков нет защитников и не будет никогда — можно случайно попасть под вообще чужой замес типа маркировки пива и остаться не у дел. В Минфине среди замминистров нужен фанат крафта или, ещё лучше, домашнего пива, тогда он всем поможет. Системы ЕГАИС, отчётность по акцизам — это несложно, но всё очень несовершенно, это мешает и отвлекает от основной деятельности: теряются в ЕГАИС накладные, отчёты по акцизам выдают дурацкие несущественные ошибки. Всё это плохо, но не вижу пока ничего критичного, кроме, конечно, влияния всех этих факторов на себестоимость пива. Но во многих других отраслях всё ещё хуже.

Крафт в ритейле?

Нужен, и хорошо, что появляется. Во многих странах это есть, и многие сети локализуют продажи местных производителей, перемешивая их с «большими крафтовиками», та же Польша, Великобритания, Финляндия. В России в некоторых сетях уже стоит какой-то крафт — неважно чей, и это хорошо. Но условия для многих пивоварен не выгодны и неподъёмны. Один пьяный француз рассказывал, как они открывали свою сеть супермаркетов в РФ, и за 20 минут разговора речь только и шла, что о взятках. Неудивительно, что плата за СКУ (идентификатор товарной позиции примечание редакции) часто перекрывает прибыль и неподъёмна для маленьких пивоварен в принципе. В таких условиях по правилам рынка должны когда-то появиться агрегаторы-дилеры, которые будут заниматься гибкой продажей в сети большого пула малых пивоварен.