23.11.2017

В России могут разрешить продавать пиво и медовуху через интернет


В России планируют разрешить онлайн-продажи спиртного: сначала в интернете можно будет купить вино и пиво, а с 2019 года — крепкий и иностранный алкоголь. Но пока что к документу есть вопросы у Роспотребнадзора, Минздрава и общественников. Разобрались, кому, как и когда государство разрешит вести торговлю в интернете.

Как это будет работать

Концепция законопроекта неоднократно менялась. В последней версии говорится, что с 1 января 2018 года в Интернете разрешат продавать тихие и игристые вина, пиво, пивные напитки, сидр и медовуху.

Согласно законопроекту, разрешение на онлайн-продажи получат только компании с лицензией на производство алкоголя и оптовую торговлю. Этот фильтр должен отсеять продавцов контрафакта. Все площадки для торговли алкоголем в интернете будут созданы только в специальной доменной зоне egais.ru. Так потребители и надзорные органы смогут отличать легальные сайты. Онлайн-магазины, находящиеся вне этой зоны, будут блокировать без обращения в суд.

Время интернет-продажи спиртного должно совпадать с установленными законом рамками и региональными ограничениями. Оплата будет возможна только банковской картой. Так авторы законопроекта хотят исключить из числа покупателей несовершеннолетних. К тому же курьер будет обязан проверить возраст получателя во время доставки заказа.

Включение интернет-торговли в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) обойдётся бюджету в 53,5 миллиона рублей. Эти средства пойдут на закупку серверного оборудования, его введение в эксплуатацию, защиту от DDOS-атак, расширение системы хранения данных и доработку самой системы.

Кто «за»

Законопроект поддержал курирующий алкогольную отрасль вице-премьер Александр Хлопонин. В его аппарате сообщили, что документ требует дополнительного обсуждения. В частности, необходимо доработать систему контроля, а также виды спиртного, которыми можно торговать.

Идею в целом поддержали и в правительстве, также обратив внимание на необходимость доработать документ. В последней редакции законопроекта замечания кабмина в вопросе выдачи лицензий уже учтены.

В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) заявили, что ритейлеры готовы к ведению онлайн-продаж.

— Пока стоимость доставки продуктов достаточно высокая, поэтому, если в корзину заказов войдет алкоголь, то дороговизна доставки будет нивелироваться. Конечно, есть технические шероховатости, связанные с введением нового порядка использования контрольно-кассовой техники. Нельзя также забывать об ограничении продаж алкоголя рядом с детскими и спортивными учреждениями, запрете на продажи спиртного после 23 часов и другие. Но все эти ситуации решаемы, — пояснил Владимир Ионкин, заместитель исполнительного директора АКОРТ.

Кто против

Законопроект вызвал множество возражений. Категорически против онлайн-продаж алкоголя выступил Роспотребнадзор.

— Мы только-только, включив все госмеханизмы, достигли перелома тренда к росту алкоголизации, а разрешение продаж алкоголя через интернет опять ухудшит ситуацию, — рассказала глава ведомства Анна Попова.

По мнению Поповой, в интернете невозможно контролировать что-либо в полной мере, и это может привести к увеличению продаж контрафакта.

В конце октября законопроект отказались согласовывать в Минздраве, отметив, что документ противоречит государственной политике по уменьшению потребления спиртного. После этого Минфин опубликовал третью версию законопроекта с ужесточёнными требованиями.

Ожидаемо против законопроекта федеральный проект «Трезвая Россия». Его представители разместили в сети петицию с требованием отказаться от идеи интернет-продаж спиртного (на момент написания материала петицию подписали 10 человек).

По мнению социологов, идея продажи алкоголя в интернете не нравится большинству граждан России. Агентство ZOOM MARKET опубликовало результаты опроса, согласно которому только 18% россиян выступают за легализацию продаж спиртного в сети.

Юристы раскритиковали некоторые пункты законопроекта. В частности, условия получения лицензии.

— Чиновники хотят обязать владельцев сайтов по онлайн-продаже алкоголя иметь собственные склады и выдвигают еще ряд условий. А это тупиковый путь, все равно что сайт по заказу номеров в отелях booking.com заставить иметь в собственности недвижимость, — пояснил юрист Вячеслав Леонтьев.

Что говорят участники рынка

В Союзе российских пивоваров считают, что онлайн-продажи вряд ли смогут компенсировать падение пивного рынка на 40% за последние восемь лет. Но саму идею легализации продаж спиртного одобрили.

По словам управляющего партнёра компании «Николаев и сыновья» (вино и сыры) Михаила Николаева, онлайн-продажи смогут скорректировать ценообразование и сделать хороший алкоголь более доступным, так как наценка посредников составляет 80-110%.

— За счет разных скидок она немного ниже, но все равно можно говорить почти о двукратном увеличении стоимости продукции. Поэтому наладить собственную логистику проще, чем платить такие деньги. Кроме того, дистрибьюторы иногда не берут на продажу тот или иной товар по своим внутренним соображениям, — пояснил Николаев.

Управляющий филиалом «Мирбир-Москва» Тимофей Федоренко прокомментировал CRAFT DEPOT инициативу Минфина.

— Не думаю, что официальное разрешение продажи пива онлайн сильно взбудоражит и переделает рынок. Сейчас я могу спокойно заказать необходимую мне продукцию как по телефону, так и через интернет, даже без принятия данного закона. Поэтому особых изменений для себя я не вижу. Если мы рассматриваем вариант с крепким алкоголем и меня как покупателя, то я настороженно отношусь к покупке алкоголя через интернет-площадки. Да, покупка в специализированном магазине обойдётся дороже, но и гарантия качества и процент подлинности несомненно выше.

По мнению Тимофея Федоренко, продажа спиртного в интернете никак не отразится ни на количестве контрафакта, ни на уровне потребления алкоголя населением.

— Не рассматриваю этот закон как борьбу с контрафактом. Прежде всего, он будет способствовать легализации и прозрачности данного сегмента, а те, кто занимается распространением контрафакта, так и будут им заниматься. Для борьбы с суррогатом нужно принимать совсем другие законы. На употребление алкоголя в целом это тоже никак не повлияет. Сейчас алкоголизация населения, по моему мнению, идёт в малообеспеченных слоях, которые вряд ли будут заказывать напитки типа «Боярышник» в интернет-магазинах.

Как сейчас

Согласно опросу ZOOM MEDIA, 4% россиян заявили, что продажа алкоголя в интернете работает уже сейчас. Работает это так: у магазина, торгующего алкоголем в розницу, есть "интернет-витрина", где покупатель может сделать заказ. Затем курьер покупает спиртное, оплачивает его наличными в кассе и доставляет заказчику.

— С 2007 года запретили [продажу алкоголя онлайн], и с тех пор десятки тысяч сайтов торгуют нелегально. Нарушителей пытаются ловить, прокуратура закрывает сотни сайтов, но они все равно продолжают работать, — говорит глава Центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.

В комитете Госдумы по охране здоровья заявили, что нельзя делать вид, что ничего не происходит, ситуацию необходимо регулировать. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2016 году нелегальный рынок онлайн-продаж алкоголя составил около 1,1 миллиарда рублей. Ежемесячно россияне делают более 300 тысяч запросов о покупке спиртного в интернете.