Люди
Футбол, пиво и миллионы

Пока на чемпионате мира случается одна сенсация за другой, мы коротко расскажем об истории пивного спонсорства — для тех, кто просто любит рассматривать футбольные майки

Текст
Фёдор Тихонов
Пиво и этика

Британское исследование показало:

— каждый второй ребенок ассоциирует английскую национальную команду с её главным спонсором — Carlsberg;

— в Шотландии 60% мальчиков ассоциируют национальную сборную с Carling: эта пивоварня спонсировала национальную команду Шотландии до 2014 года;

— 6 из 10 мальчиков ассоциируют ФК «Эвертон» с пивом Chang: тайская пивоварня много лет спонсировала этот клуб.

Многие стараются минимизировать репутационные риски: тот же «Эвертон» в 2008 году убрал логотип Chang с детских маек. Но футболисты продолжили брать у пивоварен деньги: сначала у тех же тайцев, а с 2017 года — у Carling.

Есть разные мнения насчет того, правильно ли рекламировать пиво в спорте. Но разговоры об этике заканчиваются там, где начинаются большие деньги и жирные контракты. Самые жирные — у четырёх пивных гигантов.

Большая четверка

Budweiser давно и охотно вливает деньги в футбол. Он спонсировал два клуба: шотландский «Фалкирк» и аргентинский «Ривер Плейт».

С 2011 по 2014 бренд был главным спонсором Кубка Англии, тратя на проведение турнира по 8 млн фунтов в год. C февраля 2018 года Budweiser стал главным пивным спонсором английской национальной сборной. «Мы гордимся, — заявил Джейсон Уорнер, президент североевропейского подразделения San InBev, — что вся прибыль пойдёт на воспитание новых Харри Кейнов и Рахимов Стерлингов».

Но Кейны и Стерлинги — это мелочи. Главный рекламный контракт Budweiser — мундиаль, бренд спонсирует его с 1986 года. В этом году Budweiser выпустил 8 млн пивных бокалов (их выдают на стадионах), во всех магазинах страны появились тематические банки, на Москве-реке — брендированная лодка.

Продукция английского пивгиганта Carling у себя на родине считается напитком гопников и других деклассированных элементов. Достаточно сказать, что до 2001 года Английская премьер-лига называлась FA Carling Premiership. С 2003 по 2011 Carling Cup был синонимом кубка Английской лиги — этот контракт стоил пивгиганту примерно 7 млн фунтов в год. Впрочем, сейчас контракт перехватила компания по производству энергетических напитков, так что до 2020 года кубок будет называться Carabao Cup.

Кроме того, Carling засветился на груди игроков двух самых известных шотландских клубов «Рейнджерс» и «Селтик», которые являются чуть ли не кровными врагами.

Фото: Jeff J Mitchell/Getty Images Europe

Датский пивгигант Carlsberg 22 года спонсировал английскую национальную команду примерно за 8 млн фунтов в год. Среди прочих известных контрактов — спонсирование Кубка мира по футболу в 1990 году, когда Budweiser пропускал ход. На счету датской компании много партнерских программ: амбассадорство со знаменитым вратарём Петером Шмейхелем в рамках чемпионата Европы УЕФА-2016, спонсирование земляков из ФК «Копенгаген». В 2013 году компания подкинула хорватскому клубу «Хайдук Сплит» 40 000 евро, чем спасла его от банкротства.

Но больше всего Carlsberg известен как титульный спонсор ФК «Ливерпуль»: целых 18 лет — с 1992 по 2010 — игроки светили брендом на груди. Стивен Джерард, празднующий забитый гол в майке с лого пивоварни, — возможно, самый яркий образец футбольно-пивного сотрудничества в истории. Спросите любого поклонника «Ливерпуля» о любимой футбольной форме, и он без задержки назовёт эту:

Фото: Shaun Botterill/Getty Images Europe

Голландцы из Heineken охотно вливаются в партнёрские программы со всяческими турнирами и кубками, начиная с футбола и заканчивая теннисом. Amstel, дочерний бренд компании, до 2005 года был спонсором Лиги чемпионов УЕФА. С 2005 года Лигу спонсирует непосредственно Heineken, этот контракт обходится пивоварне в 17 млн евро в год. На рекламные контракты с Американской футбольной лигой голландцы тратят по 10 миллионов долларов ежегодно

Heineken никогда не испытывала особого интереса к клубам и ни разу не появилась на футбольных майках, но времена меняются, и крафт тому виной: в мае 2018 года голландцы стали официальным клубным пивом «Тоттенхэма», на новом стадионе «шпор» открыли крафтовый корнер пивоварни Beavertown, купленной пивгигантом. Посмотрим, станет ли крафт ближе к народу.

Полтора века вместе

Казалось, ФК «Ливерпуль» будет бегать с надписью Carlsberg ещё не один десяток лет Но время идёт, глобализация продолжается, у клубов появляются иностранные инвесторы, законы о рекламе пивной продукции всё жестче, и вот уже в сезоне 17/18 в Английской премьер-лиге и Чемпионшипе нет ни одного клуба, который играет с пивным брендом на груди. Нынче торс большинства игроков самой денежной и влиятельной футбольной лиги мира украшают названия букмекерских контор. Пить пиво на стадионах можно далеко не везде, а достать телефон и сделать ставку прямо во время просмотра игры — легко.

Футбол и пиво вместе 150 лет, но пик их коммерческого симбиоза, кажется, уже позади. Пожалуй, главный итог этих полутора веков — появилось множество людей, которые просто любят рассматривать футбольные майки. Специально для них мы выкладываем несколько. Мы выбрали британские клубы: тут лучший футбольный менеджмент, огромные финансовые потоки, знаменитые пивные традиции и самые узнаваемые пивные бренды.

McEwan’s Lager. Времена, когда считалось нормальным поднять воротник игровой джерси и ломать кости в жестких подкатах, безвозвратно ушли. Как и ушла мощь «Блэкберн Роверс»: в 2018 году они скатились в третью лигу. А в 1995 году выиграли чемпионский титул. Может, благодаря лого McEwan’s Lager, но скорее из-за Алана Ширера в составе.

Coors. До того как Абрамович купил лондонский клуб Челси, «пенсионеры» с 93 по 97 годы катали в майках с лого американского пива Coors — еще одного так себе пива. Пиво не помогло им стать топ-клубом, а Роман Абрамович смог.

Newcastle Brown Ale. С 1995 по 2000 годы пивоварня, которая делает один из самых известных браун элей в мире, спонсировала местный клуб. Знатоки формы считают её одной из лучших в истории.

Holsten. Немецкая пивоварня одна из первой начала спонсировать футбольные клубы, отметившись контрактом с лондонским «Тоттенхемом». Суммарно 15 лет: с 1983 по 1995 и с 1999 по 2002 годы.

Guinness. Всемирно известный ирландский сухой стаут украшал своим логотипом классический комплект формы лондонского клуба Queens Park Rangers, сокращенно QPR, с 1983 по 1986 годы. Выглядит круто:

Клуб из курортного городка Корк играл с логотипом известнейшей ирландской пивоварни в период с 1991 по 1998 годы. По версии журнала The Football Attic майка занимает 45 место в топ-50 самых крутых маек.

И в заключение — о сидре. Ныне принадлежащая Heineken компания Bulmers — самый заметный игрок на поле сидра, 29% всего рынка сидра Англии приходится на Strongbow. С 1992 по 2002 год этот логотип носили игроки шотландского клуба Heart of Midlothian (проще говоря, Hearts).

Но пивные компании никуда не ушли, просто они сместились на другой фронт.

Фотография обложки: depositphotos.com