Header close
Craft Depot Fest
Создатель Craft Depot Fest: «Крафт — это творчество, остальное — домыслы»

Алексей Аксель, президент Ассоциации крафтовых пивоварен Craft Depot — о том, как позвать на фестиваль 70 пивоварен и сделать так, чтобы они не переругались.

Текст
Craft Depot

25 августа на территории дизайн-завода Flacon в Москве Ассоциация крафтовых пивоварен Craft Depot в третий раз проведёт Craft Depot Fest. На фестиваль приедут более 70 пивоварен со всего мира. Можно будет попробовать более 300 сортов пива, крафтового сидра, пуаре и медовухи. Запланированы костюмированные шествия, соревнование граффити-художников, конкурсы с призами и живые выступления. Хедлайнеры фестиваля — рок-группы «Трубецкой» и «Radio Чача».

В большинстве крафтовых баров играет классический рок или тяжеляк, но на фестивале анонсирована мощнейшая электронная программа. Расскажите о ней и о том, почему в России крафт так сильно завязан на рок-музыке?

Музыка — важная часть атмосферы в баре. Многие владельцы и управляющие крафтовых баров любят рок и думают, что посетители разделяют с ними их пристрастия. Но посетители нашего феста — люди разные и с разными музыкальными ориентирами. Поэтому в этом году мы делаем на нашем фесте две сцены. На основной будет звучать альтернатива, регги, панк и инди-рок. А любители электронной музыки смогут провести время на второй нашей музыкальной площадке, которую делает для нас агентство m_division Там можно будет послушать крутых диджеев и классные электронные команды. Хэдлайнером на этой площадке выступит группа «Аигел» .

Вы вновь заявили формат безлимитной дегустации. Не боитесь, что посетители переберут и начнут буянить?

Мы за ответственное потребление и против того, чтобы люди испытывали свой организм. Крафт — тема дегустационная. Ты пробуешь, оцениваешь разное пиво, обсуждаешь его с другими, получаешь удовольствие от интересных вкусов. Мы хотим создать атмосферу позитивного общения и хорошего настроения. И в прошлом году мы увидели, что несмотря на безлимитный формат, большинство людей все же приходят к нам именно за этим. Но мы понимаем, что люди по-разному реагируют на безлимит, поэтому особое внимание уделяем безопасности нашего феста: на площадке одновременно будут находиться 50 охранников.

Как вообще поднять культуру пития? Даже в самых изысканных крафтовых барах, бывает, встречаются безобразно пьяные люди...

Правильно хранить и разливать пиво, пить его из бокала правильной формы, и чтобы оно было нужной температуры — всё это составные части культуры потребления. И главное — просто не надо наливать человеку, который и так уже сильно пьян. Если же этим пренебрегают, то для таких заведений главное выручка, а не культура. Это просто пивное стойло, а не бар.

А какую традицию употребления пива можно было бы взять за образец? Нравится ли вам, например, как пьют бельгийцы или немцы, и если да, то почему?

И в Бельгии, и в Германии, и в Ирландии я видел много людей, которые пить не умеют. Но мне нравится, в какой атмосфере пьют европейцы. В исторических центрах городов Европы огромное количество пивных баров и уличных кафе. Бокал пива относительно недорог, поэтому в традиции европейских стран — проводить время в пабах и барах. А у нас открыть пивной бар в центре — большая проблема. Аренда дорогая, вот и цены на пиво высокие.

Как работает пиво в качестве социальной смазки? Расскажите о важных решениях, которые были приняты за пивом...

Однажды, попивая пиво, я решил развестись с женой.

Крафтэто все-таки больше, чем пивоварение. Расскажите, что значит «быть в крафте», что значит принадлежать к этой культуре?

Адепт любой культуры — прежде всего информированный человек, «в теме», так сказать. Пейте разное пиво, открывайте новые вкусы и стили, составляйте свое мнение, следите за новостями крафтового рынка. Конечно, есть много авторитетных информационных источников и непредвзятых профессионалов, к совету которых необходимо прислушиваться. Они качественно и дружелюбно делятся своим мнением и опытом. А вот снобов и самопровозглашенных жрецов культа слушать не надо.

Что в России еще хорошего «крафтового», кроме пива?

Крафт повсюду. Есть крафтовый кофе: люди просто cтавят ростеры и делают собственную обжарку. Модный тренд — крафтовый сыр, кстати, разные сорта сыра прекрасно сочетаются с различными стилями пива, так что на нашем фудкорте будут представлены частные небольшие сыроварни. Крафтовый сидр и медовуха — тоже быстро развивающаяся ниша, не менее интересная, чем пиво. У нас на фестивале под неё выделена отдельная зона, там будут представлены 10 импортных и российских производителей.

Мы всё говорим о фестивале с точки зрения обычного посетителя, а что он дает представителям индустрии?

Возможность пообщаться с коллегами по цеху и иностранными пивоварами, показать свои достижения. Но так на многих пивных фестивалях. Основное отличие нашего в том, что пивовары вместе с гостями становятся участниками шоу, которое вписано в интересное пространство. Хороший звук и качественная музыка, небо над головой, соревнования по граффити и шествие волынщиков, лаунж-зоны и арт-объекты — словом, у нас можно провести целый день, не накручивая круги по скучному периметру.

Перед каждым фестивалем начинаются дискуссии в духе «кто здесь самый главный крафтовик»...

Это всё похоже на местечковую рок-тусовку когда волосатые металлисты говорят любителям блюза, что блюз говно и только хэви–металл настоящая музыка. А гаражная команда из местного районного клуба заявляет, что АС\DС отстой, потому что играют для толпы на стадионах. На самом деле, самых главных нет. Самый главный — это рынок и потребитель. Если ты считаешь себя самым крутым в чем-либо — ты уже проиграл. Крафт — это просто подход к пивоварению, который может реализовываться и на камерной, и на крупной пивоварне. Это попытка создать разнообразное пиво в разных стилях по авторской рецептуре. Это творчество и новаторство в попытке создать яркий запоминающийся продукт. Все остальное — досужие домыслы.

Например? Перечислите худшие стереотипы про крафт...

Крафт должен обязательно удивлять и обязательно вариться в малых объемах. Лагер отстой, а пиво с брюквой и мхом — круто. Пивовару не нужно образование — поварил немного дома в кастрюле и вперед покорять вершины. В общем, вари что хочешь — называй крафтом — народ под сурдинку всё проглотит... Это всё расплывчатая муть.

Крафтовое сообщество довольно конфликтное, как, вероятно, любое профессиональное сообщество творческих людей. Как минимизировать противоречия и трения?

А чем крафтовое сообщество отличается от любого другого сообщества? Я не знаю: может, малые производители йогуртов рубятся с друг другом, у кого йогурт круче и ремесленней. Но у настоящих профессионалов должна быть профессиональная этика. И если и авторитетные, и молодые пивовары будут говорить об этой этике своим поклонникам, противоречий станет меньше. Сейчас малые пивовары слишком разобщены и заняты собой, чтобы совместно защищать свои права. Они до сих пор не могут определиться, какие критерии крафтовости применить для определения крафтовости. Как выйти из этой ситуации? Объединяться и консолидироваться для диалога с регулятором по защите отрасли от чрезмерного зарегулирования. Но для подобного объединения между игроками крафтового рынка должна быть атмосфера доверия и некого профессионального братства. А этого пока нет. Мы как раз на платформе нашей ассоциации предлагаем сделать это. И многие пивовары к нам уже присоединились.

Нет хочет ли ассоциация активней налаживать международное сотрудничество, интегрировать в российское крафтовое сообщество западную бизнес-этику и подход?

Мы начали сотрудничать с американской Brew Association. Например, мы привозим на наш фест известного шеф-повара Адама Дулье, который сотрудничает с Brew Association в США. Он выступит с лекцией о крафтовом пиве и фудпейринге и покажет мастер-класс по приготовлению различных блюд к пиву.

Как вы проведёте этот фестиваль, какую программу приготовили лично для себя?

Я принимаю в подготовке непосредственное участие, вплоть до контроля за монтажом на площадке. Так что расслабленно пить пиво не получится. Но заглянуть везде постараюсь.