Люди
Support your local и российский крафт

Крафтовое пиво родилось под девизом «Support your local» («поддерживай своё местное») и под ним же активно живёт, а порой и методом агрессивного маркетинга насаждается. Это может быть связано с пивом, носками ручной работы или чем угодно ещё. Но что это вообще может означать и как выражаться в мире крафтового пива? Наш автор Фёдор Тихонов в своём блоге немного брюзжит, пытаясь разобраться в посыле этого девиза и выяснить, насколько это явление вообще реально в мире победившего глобализма и корпораций.

Текст
Фёдор Тихонов

Что касается баров и питейных заведений. Это может быть бар или разливайка на районе. Или в соседнем районе. Но если место — откровенный шлак, нужно ли его поддерживать своим посещением и рублём только потому, что он Local — или нужно ехать в другой район, другой город, другую страну и поддерживать тамошний бар?

Есть люди, которым нравится местное, районное только потому, что оно рядом и не надо никуда ехать, плюс туда ходят одни и те же люди, бармены тебя узнают, и это приятно. Но опять же: если место плохое, то зачем туда ходить? В этом случае, если таких плохих мест на районе несколько, то рано или поздно по правилам конкуренции должно открыться хорошее.

С барами и местами ситуация всё же проще, чем с самим пивом.

Многими пивными блогерами, имеющими представление об индустрии, уже неоднократно поднимался вопрос качества российского крафта и его сравнения с зарубежным. Тут мне видится две с половиной проблемы:

  • Иностранное сырьё, без которого не сваришь реально хорошего пива. Просто неплохое сварить можно на российском солоде. Вот тут главный вопрос: можно ли называть пиво, сваренное на иностранном сырье в России, локальным? Очень многие маленькие и гордые крафтовые пивоварни давят фразой «Support your local» при том, что и солод, и хмель, и дрожжи, и даже названия пива отнюдь не локальные. Если посмотреть все главные пивные регионы (Германия, Чехия, Англия, Бельгия, теперь ещё и США), то высокий уровень количества и качества пива связан в первую очередь с тем, что сырьё само по себе и есть local исторически. В России такой истории с сырьём, и соответственно, вообще с пивом нет.
  • Цена российского пива растёт, а импортируемого иностранного падает. Тема, которая поднимается пивным сообществом весь 2017 год, который и стал переломным в вопросе цены. Стоит ли поддерживать молодой российский крафт (и нестабильный) рублём, если он стоит так же, как и проверенный иностранный. Я не беру премиум-сегмент — Mikkeller, Brewdog, Omnipollo и множество американцев. Сформировался пул из примерно десяти-пятнадцати российских пивоварен, которые держат стабильное качество, хорошо продаются и представлены во многих местах — они и задают тон рынку. 
  • Региональность. Это скорее моё личное наблюдение и, если хотите, претензия. Можно ли называть IPA, сваренную в Сибири, местной/своей/отечественной, если под тегом local мне продают его в той же Москве? Или я должен пить только химкинское пиво и по умолчанию его обожать

Двойные стандарты и игра в компромиссы со своим своим внутренним идеалистичным панком — идти на поводу у всего локального и страдать от часто выпадающего из стандартов качества продукта или отдаться во власть крупных компаний и потреблять стандартно хороший продукт? Это касается, естественно, не только пива.

Лично у меня, как видно, остаются одни вопросы и размышления. Но я точно знаю, что мне совершенно не хочется быть жертвой плохого пива, которое мне продали под лозунгом «Support your local».

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.