Культура
Не все девушки любят фруктовое пиво

В начале марта гендерные стереотипы расцветают пышным цветом в сообществе любителей пива. Многие отечественные пивоварни и бары в срочном порядке начинают предлагать что-нибудь фруктовое, дамское и лёгкое, а ленты соцсетей пестрят цветами и бокалами, наполненными чем угодно розовым.

Редакция Craft Depot решила оставить внешнюю сторону вопроса и узнать, как живут и работают женщины-пивовары в России, какие сорта пива предпочитают и что думают о популярных пивных стереотипах.

Текст
Мария Донских

Разрушение стереотипов — процесс сложный. И пока за рубежом активно изучают историю женского пивоварения, организуют сообщества (например, Pink Boots Society, Barley’s Angels), а за любую двусмысленную или сексистскую рекламу пива приносят публичные извинения, в России такого единства во мнениях что среди мужчин, что среди женщин не наблюдается. Полуобнажённые девушки с бутылкой пива в инстаграме или провокационные обложки не вызывают никакой реакции, кроме положительной или, в лучшем случае, нейтральной. Если бы чешский бренд Aurosa в 2017 году выпустил свое скандальное «женское» пиво в России, вряд ли бы разразился такой скандал.

Однажды Craft Depot уже рассказывал о роли женщин в пивоварении. Продолжить тему решили беседой с двумя заметными участницами крафтового рынка: Еленой Тюкиной, главным технологом и совладелицей пивоварни Knightberg, и Ольгой Борисовой, технологом и пивоваром Alaska Brewery. Во время беседы узнали, что в реальной жизни стереотипы не кусаются, а живётся в мире крафтового пива очень даже неплохо.

Ольга Борисова
— Почему вы решили заниматься пивоварением и есть ли у вас профессиональное образование?

Елена Тюкина (далее Е. Т.):

Я закончила инженерно-кибернетический факультет СПбГТИ, где изучала дисциплины, которые обычно считаются мужскими: сопромат, машины и аппараты, теоретическая механика. В пивоварение попала совершенно случайно. Среди знакомых было много ребят, которые работали на «Балтике» и с восторгом отзывались о пивоварне. «Балтика» тогда только открылась и с радостью набирала студентов. Я решила попробовать себя в пивоваренной отрасли и устроилась на Комбинат им. Степана Разина, за что очень благодарна судьбе. У меня была возможность поработать на заводе, который дал незаменимую базу и знания. Советская дисциплина и жёсткая структура работы на комбинате наложились на опыт заместителя начальника производственной лаборатории — так я стала профессиональным пивоваром. На данный момент мой стаж в отрасли насчитывает 18 лет.

Ольга Борисова (далее О. Б.):

— Работа технологом — очень креативная. Творческое начало профессии и было для меня основным мотивом. Поступая в институт, я интуитивно понимала, что эта отрасль должна вскоре получить мощное развитие. Я закончила МГУПП в 2011 году, тогда ещё мало знали о крафте. Работу на пивоварне найти не удалось, и я устроилась технологом на ликёро-водочный завод. Во время работы там я взяла два месяца отпуска за свой счёт и уехала на стажировку в Чехию, ведь теория, полученная в университете, — это одно, а практика — совсем другое. После этого окончательно утвердилась в своём решении связать жизнь с пивом. Когда в Московской области открылась она из первых крафтовых пивоварен, понеслась туда на всех парах. Я готова была там работать на любых условиях, пусть даже себе в ущерб. И меня взяли, что во многом определило мой дальнейший профессиональный путь. Затем была работа по проектированию большого современного завода и стажировка на испанской пивоварне. Образование в университете дало хорошую базу, но не менее важна практика. В моей области, если ты не учишься постоянно, не оттачиваешь мастерство, то за рынком тебе не угнаться.

— Сталкивались ли вы с предвзятым отношением к вашей работе из-за гендерных стереотипов?

О. Б.: — Иногда я сталкиваюсь с фамильярностью и несерьёзным отношением к себе. Однако это ложный стереотип, что женщины слишком хрупкие для работы на пивоварне, и к тому же у женщин есть свои плюсы, перекрывающие физические возможности мужчин, например внимательность к деталям и к чистоте производства, повышенная ответственность.

Е. Т.: — Я не сталкивалась. Если собеседник видит, что перед ним квалифицированный специалист, который разбирается в вопросе, то места для гендерных предрассудков нет.

— Были ли моменты, когда вам сложно было найти работу в пивоваренной отрасли?

Е. Т.: — С работой никогда не было проблем. Сейчас я получаю много предложений на технические и технологические консультации, иногда обращаются с просьбой обучить технологов на нашем производстве.

О. Б.: — В начале карьеры, долгое время я безуспешно пыталась устроиться на пивоваренный завод, так как женщин берут преимущественно в лаборатории больших заводов, но мне это было неинтересно, я хотела именно варить. На малых пивоварнях была тенденция брать универсального сотрудника без образования, но способного разгрузить машину с солодом, сварить, разлить и так далее. Сейчас же всё замечательно.

— Как происходит создание сорта, разработка рецепта?

Е. Т.: — Я начинаю с конца. Сначала понимаю, какое пиво собираюсь варить и какой результат получить в итоге, а затем мысленно прохожу все этапы к самому началу. Я варила сорта с огромным количеством различных сортов солода, хмеля и с травами, поэтому знаю, как ведёт себя сырьё. Что касается выбора стиля, в первую очередь должно быть интересно. Иногда хочется попробовать новые ингредиенты или поэкспериментировать со стилями.

О. Б.: — Идеи часто диктует рынок и желание потребителя, варю обычно то, что имеет спрос. Существуют рамки определённого стиля, в которые стараешься вписаться. После того как люди пробуют новинку и я получаю обратную связь, корректирую рецептуру в соответствии с пожеланиями.

Елена Тюкина
— Согласны ли вы с утверждением, что большинство девушек любят только фруктовое, не горькое и лёгкое пиво?

О. Б.: — Нет, я не могу подписаться под таким категоричным утверждением. Каждый человек, как ни банально это звучит, уникален. И у каждого свои вкусовые пристрастия. Более того, мой опыт подсказывает, что многие девушки скорее предпочитают пиво без каких-либо вкусовых добавок, выбирая APA или же просто лагер. А вообще крафтовое движение сформировало некий костяк людей, так называемых биргиков, в число которых входят как парни, так и девушки. Эти люди прекрасно разбираются в многообразии сортов и не хуже Жана-Батиста Гренуя умеют почувствовать аромат и оценить вкусовые качества сортов. Ну и охотятся за пивом они с не менее изощренным упорством.

Е. Т.: — Те девушки, которые действительно любят пиво, не делят его на фруктовое, горькое или лёгкое. Делят скорее те, кто больше любит вино или другие напитки. А ценители пива, как и я, пьют пиво по настроению. В холодную погоду приятно выпить бокал балтийского портера, а для лета идеально подходит гозе или берлинер вайссе, ну или пилснер, почему нет.

— Какое ваше любимое пиво?

О. Б.: — Конкретную марку назвать сложно. В баре стараюсь пробовать что-то новое и интересное. Люблю берлинер вайссе, ламбики и сильно охмеленные сухие IPA.”

Е. Т.: — Опять же, всё зависит от настроения. Одного сорта не назову, но есть такие, которые для меня всегда являются приоритетными. Например, РИС Marshal Zhukov's Imperial Stout от американцев Cigar City — это шедевр пивоварения, мне кажется, каждый человек хоть раз в жизни должен его попробовать. Ещё мне нравится сэйзон Brooklyn Sorachi Ace. В этом сорте хмель раскрывается крайне неожиданно. На каждый день я выбираю наш Knightberg Pale Ale Citra — лёгкий сингл-хоп, который не пьянит и утоляет жажду.