Барометр
«Слезы Березы»: дикое путешествие в сердце русской души

Ярким событием февраля стало открытие нового заведения от владельцев «Птицы-Синицы» и «Дома, в котором pub» — «Слезы Березы». Ажиотаж вокруг нового места образовался такой, что даже не совсем в «праймовое» время в прошлый уик-энд на входе в заведение буквально собирались очереди! С чем связан такой горячий интерес к «Слезам Березы» выяснил наш барный обозреватель Антон Журавков. В новом материале читайте о концепции бара в виде полноценного арт-объекта и заложенных в нее смыслах, а также, конечно, о том, на что смотреть в меню и в таплисте.

Текст
Антон Журавков

Российские люди любят страдать. И стоять в очередях. Что, в сущности, очень хорошо работает вместе. Чтобы случился какой-то катарсис, сначала нужно долго терпеть, стремиться и не сдаваться. Попадает московский ресторан или бар в какой-то международный рейтинг – все, у входа уже вереница людей. Завезли на день рождения бара мытищинских пивоваров топового пивка – перед дверьми уже в полдень человеческая многоножка биргиков перетаптывается. Очередной рэпер раздает блины с лопаты в своей новой шаурмечке – просто хоть святых вон выноси! Но вот чтобы люди больше получаса стояли на вход в только что открывшийся крафтовый бар, где нет ни халявы в честь открытия, ни концерта, ни в сущности толкового выбора пива – вот такое я увидел впервые. Пойдёмте со мной в «Слезы Березы», проведу вам экскурсию без очереди.

После гаражеподобного руин-паба «Птица-Синица», фэнтезийного особняка «Дом в котором» и нуарного кабинета биологии «Пестики-Тычинки» дизайн нового просторного бара, кажется, вышел на совершенно новый уровень. Слова «красиво» и «необычно» будут слишком бледными и плоскими для описания интерьера «Слез Березы». Это полноценная многогранная арт-инсталляция, в которой каждый видит что-то свое, обращая внимание на отдельные детали и наполняя их собственными смыслами и ассоциациями. Если вам не чуждо искусствоведение или просто нужны красивые тезисы для обсуждения на свидании с пассией в «Слезах Березы», держите два варианта трактовок дизайна получившегося пространства.

Создатель дизайна Иван Седин, приложивший руку также к двум предыдущим заведениям «Птица-Синица Family», рассказал о главной идее, заложенной в интерьер нового места:

«Временность. Я хотел показать непостоянство всего, что нас окружает и кажется важным, вызывает отклик. При этом выглядит красиво и агрессивно. Я добивался того, чтобы пространство с первого взгляда атаковало зрителя. Березы, зажатые временем. Они растут и гнутся, образуя архитектурные своды, наблюдают за вещами, которые важны сейчас, или были важны когда-то человеку. «Слезы березы» – это все, что сделано из дерева: изба, мебель, посуда. Хотелось использовать не стереотипные образы, такие как хохлома, балалайка, самовар, а предметы, которые давно всем кажутся скучными, но заявить их в новом свете. Фрагментами из черных обугленных конструкций, изобразить рисунок березовой коры, будто само помещение и есть – береза, черное и белое».

А лично на моей экскурсии по заведению вы бы услышали следующее:

«Это попытка материализации культурного кода нескольких поколений нашей страны. Исследование глубин русской души, поиск тех самых скреп, фантазии на тему российской самости и наслаждение всепоглощающей красотой безысходного увядания. Здесь и зловещий мир подъездов заброшенных домов с облупившейся краской и проломами в стенах. И почтовые ящики с надписями «для писем и газет», такие бессмысленные и ненужные в эпоху Телеграма. Бюст Солнца русской поэзии на пианино, механические часы, громоздкие трюмо и шифоньеры из бабушкиного деревенского дома. Обожженные наличники барной стойки, обязательные распиленные ванны-диваны (диванны, кек), вязаные шали-абажуры, почти каноническая березовая роща (ходи себе, обнимай) и экспозиция из борщевика – настоящего символа современной России. Саундтрек, умело дополняющий знакомое всем ощущение щемящей тоски в последний вечер лета, конца маленькой жизни. Вековая надвратная колокольня старообрядческой Екатерининской церкви медленно разрушается перед панорамным окном через дорогу. Этот проект одновременно деконструирует и препарирует русскость и изучает необъяснимую притягательность «эстетики “далей”».

Если уж вспоминать про тлен, то он ждет вас в таплисте и ассортименте банок/бутылок. «Болезнь» всех заведений семейства «Птицы-Синицы» проникла как модный вирус и сюда. Не ждите интересный, сбалансированный и сколько-нибудь актуальный ассортимент пива. Меню напитков здесь собирается скорее по принципу «недорого в закупке». В целом, волнует этот момент лишь малую прослойку интересующихся и людей с профессиональной деформацией, вроде меня, остальному большинству гостей такие тонкости неведомы и безразличны. Пиво здесь есть, это главное. В скорости в «Слезах» ожидают получение лицензии на крепкие напитки, и вот тогда-то все заиграет в полную силу.

По части еды в семействе заведений прослеживается определенная эволюция. Начав с примитивных барных закусок в «Птице-Синице», и попробовав играться в кухню с характером в «Доме в котором», в «Слезах Березы» меню уже выглядит многообещающе и вполне себе нестыдно на фоне гастропомешанности столичных жителей. Даже самые простецкие и знакомые блюда вроде «макарон по-флотски» или «котлеты по-киевски» переведены здесь во вполне себе ресторанный эшелон умной работой с ингредиентами, гарнирами и соусами. Драники правда прилетели за мой стол в состоянии al dente, но со второй попытки повар таки довел их до нужной кондиции. Дадим кухне скидку и время на раскачку и обтирку: пока у них случается очень большой стоп-лист и нет стабильности.

Судя по гостям за столиками и на входе, «Слезы Березы» сейчас незримо соревнуется с «ГЭС-2» за топ рейтинга новых мест для свиданий в Москве. Так что не торопитесь бежать сюда сразу после прочтения обзора. Разумнее будет забронировать столик за несколько дней. Но если вы любите проводить бесценное жизненное время в очередях, тогда бегите, чего уж!

Адрес: ул. Бауманская, 15 (недалеко от Axiom pub).