Краткая история крафтового пивоварения в США

04.10.2017

История пива началась ещё в древней Месопотамии, поэтому американское крафтовое пивоварение считается относительно молодым явлением. Правда, сегодняшние кислые эли и IPA всё же несколько лучше того, что пили первые колонисты, оказавшиеся на американских берегах. Но тогда и самого понятия крафтовой культуры не было в том виде, в каком оно существует сейчас. И чтобы по-настоящему понять эту культуру, нужно вернуться в ту эпоху, когда биргиков вообще не существовало.

Сперва американское крафтовое пивоварение базировалось на фоне европейской традиции варки простого, четырёхкомпонентного пива. Первые образцы американского крафтового пива были сварены немецкими и чешскими иммигрантами в Милуоки, Сент-Луисе и Нью-Йорке. Они стремились распространить классические эли и лагеры со своей родины в новой стране. Судя по всему, эти сорта пива были ароматными и варились из качественных солода и хмеля до тех пор, пока в стране не был принят сухой закон (Prohibition). Когда же эти ужасные тринадцать лет закончились, американское пиво варилось на кукурузе и рисе — ими заменяли зерно. Затем эти немецкие лагеры и чешские пилснеры превратились в «лёгкое» пиво в алюминиевых баночках, предназначенное для неспешного распития во время ужина или за просмотром телешоу.

За последние пятьдесят лет в Америке возникла новая отрасль, которая в состоянии конкурировать с массовым пивоварением. Более того, эта отрасль стала доминировать на американском рынке пива. Эти новые микропивовары — именно так они стали называться позже — превратились в титанов индустрии: Фриц Майтаг, Кен Гроссман и Джим Кук. Эти пивовары всегда ценили аромат, качественный хмель и региональность по сравнению с производителями массово продаваемых напитков. Следом за ними эти качества стали ценить и сами потребители пива. Можно сказать, что первые микропивовары научили людей понимать вкус пива.

Историю крафтового пивоварения в США условно можно поделить на пять больших этапов. Вот они.

1965 год. Опрометчивое решение Фрица Майтага

Фриц Майтаг (Fritz Maytag) был правнуком успешного магната и сыном фермера из Айовы. Ближе к тридцати годам выпускник Стэнфордского университета начал искать отрасль, в которой он мог бы оставить свой след. Однажды он узнал о том, что пивоваренный завод Anchor Steam, выпускающий его любимое пиво, закрывается. Он моментально решил приобрести 51 % акций предприятия, отдав за них несколько тысяч долларов. Опрометчивое решение обернулось постоянными звонками и визитами кредиторов с долговыми расписками предыдущих владельцев завода. Майтагу нужно было придумать способ продать как можно больше пива, чтобы рассчитаться с ними как можно скорее.

Anchor Steam.jpg

Майтаг сосредоточил всё внимание на повышении качества выпускаемого заводом пива. На дворе стоял 1965 год, и тогда на полках магазинов можно было найти однообразные светлые лагеры, мало чем отличавшиеся друг от друга. Майтаг пошёл другим путём — он начал создавать разнообразные стили, которые ещё не создавал никто. Так появились Anchor Porter (1972), Christmas Ale (1975) и Liberty Ale (1975). Последний был отмечен первым в стране современным IPA. Майтаг опередил своё время, поэтому первую прибыль он получил только спустя десять лет после покупки пивоваренного завода. К тому времени страна уже была готова к потреблению новых, необычных сортов, и вскоре в Америке появилось множество подражателей, которые хотели варить пиво, «как у Майтага».

LIPA-LA-1-lo-res.png

Другим героем американского крафтового пивоварения стал Джон «Джек» Маколиф. В 1976 году он оборудовал в своём гараже пивоваренный завод, где варил исключительно традиционные, европейские сорта пива. Но при этом он не гнушался экспериментов. Он назвал свой завод New Albion Brewery. И хотя пивоварня Маколифа просуществовала всего шесть лет, его опыт и желание сделать пиво лучше послужил сотням других пивоваров отличным примером того, как нужно относиться к варке пива.

McAuliffePhoto.jpg

1979 год. Президент легализует домашнее пивоварение

Разумеется, подражатели ничего не могли бы сделать, если бы им не позволяли оттачивать свои навыки любительского пивоварения. Любопытно, что домашнее пиво крепостью выше 0,5 % было незаконным с момента действия сухого закона, а к 1978 году в Америке работали всего восемьдесят девять пивоваренных заводов. Чтобы индустрия продолжала расти, нужно было дать добро на изготовление домашнего пива.

В 1978 году Конгресс принял такой закон. Акт отменил федеральные ограничения и акцизы в отношении домашнего пивоварения «для личного или семейного использования, а не для продажи». Президент Джимми Картер подписал законопроект, который по факту изменил Кодекс внутренних доходов 1954 года. К 1980 году в стране было зарегистрировано всего восемь домашних пивоваров. Благодаря легализации домашнего пивоварения к 1994 году их число выросло до пятисот тридцати семи.

Другой важный момент в истории американского крафта — публикация Чарли Папазяном книги «Полная радость домашнего пивоварения» (The Complete Joy of Homebrewing). Эта книга актуальна и по сей день. В ней Папазян дал подробные инструкции, как нужно варить пиво в домашних условиях. Затем Папазян основал Американскую ассоциацию домашних пивоваров (American Homebrewers Association), призванную помогать тем, кто стремится разобраться в индустрии крафтового пивоварения.

20110319-143104-Complete-Joy-Homebrewing.jpg

По словам Папазяна, 90% крафтовых пивоваров начинают как домашние пивовары. Среди них Кен Гроссман (Сьерра-Невада, 1979) и Пит Слосберг (Pete's Brewing Company, 1986).

1997 год. Первый крафтовый бум и первые проблемы

К середине девяностых хорошее пиво стало правилом, а не исключением, а микропивоварни открывались налево и направо. И хотя период с 1985 по 1997 год рост микропивоварен в США стал сокращаться на 20 % в год, в 1987 году наблюдался колоссальный бум открытия заводов: за год их стало почти на 100 % больше. Многие люди становились богачами, попадая в эту отрасль в то время. Джим Кук (Jim Koch), открывший свою Boston Beer Company (Samuel Adams) в 1984 году, даже мог национализировать предприятие на Нью-Йоркской фондовой бирже в 1995 году. Сегодня он миллиардер.

103937090-GettyImages-103826098.600x400.jpg

Инвесторы и прочие финансовые махинаторы хотели участвовать в бизнесе, смекнув, что пивоварение — довольно простой способ быстро получить доход. И кого волнует, нравится ли им этот продукт? Разумеется, повышенное внимание к отрасли лиц, далёких от понимания культуры пивоварения, привело к производству низкокачественного пива. К 1997 году в Америке функционировали тысяча триста девяносто шесть пивоваренных заводов, и, честно говоря, многие из них были откровенно ужасными. В следующем десятилетии большая часть из них закроется, откроется очень мало новых, а продажи пива начнут снижаться — особенно на фоне продаж вина и спиртных напитков. Промышленность, которая когда-то была словно первый человек на Луне, превратилась в шумный город.

Конец девяностых. Культ биргиков

Пивоваренные заводы, которые пережили тяжёлое начало девяностых, остались и процветают. Они превратились в заводы новой волны, нацеленные на создание уникального «американского» пива. В то время микропивоварни, преуспевшие в Америке, сосредоточились на создании новых вкусов и воссоздании исторических стилей, а эти «дети девяностых» заново изобретали колесо. И они сделали это с помощью простого способа — перешли в крайности.

Началась варка «экстремального» пива, которое было невероятно хмельным, или суперкрепким, или упакованным так круто, да ещё и с необычными ингредиентами. А иногда пивовары умудрялись совместить всё это вместе! Среди пивоваренных заводов, которые оставили свой след в истории в то время, были Dogfish Head (открылся в 1995 году). Этот пионер крафтового пивоварения первым использовал такие ингредиенты, как абрикосы, водоросли, травы и специи и даже варёных омаров. Это не значит, что пивовары Dogfish Head добавляли их бездумно. Благодаря серьёзному подходу такие сорта, как Raison D’Extra и Sah’tea стали действительно символами «экстремального» пивоварения.

w249321807_1.jpg

Другой пример — Stone Brewing (1996 год), этот завод прославили следующие сорта: Arrogant Bastard и Ruination. Среди культовых пивоваренных заводов в те годы были и мелкие — например, Russian River и The Lost Abbey. Именно они стали формировать вокруг себя определённую аудиторию, которой суждено было полюбить странное и необычное пиво так сильно, как никому другому.

stone-double-bastard-rye-set3.jpg

Индустрия снова изменилась. И, наконец, в Америке начала формироваться та культура крафтового пивоварения, которой можно было бы гордиться, и которая полностью отличалась от того, что происходило в других странах.

С 2010 года по настоящее время. Массовое пиво прикидывается крафтом

Индустрия крафтового пива в Америке расцветала и была своеобразной альтернативой массовым лёгким лагерам, заполонившим рынок после Сухого закона. В 1987 году продажи крафтового пива составляли всего 0,1 % от общего объёма продаж пива. Сейчас на его долю приходится почти 20 % американского рынка объемом 100 000 000 000 долларов. В конце концов, у крупных брендов не было выбора, кроме как найти способ обойти крафтовых пивоваров. Что же они сделали?

Во-первых, на рынке появились якобы крафтовые пивоварни, среди которых значились Red Wolf (1994), Michelob Amber Bock (1995) и самая известная из них Blue Moon (1995). Владельцем последней выступает MillerCoors, при этом своё владение бренд не афиширует. Поэтому непосвящённые потребители считают, что пиво Blue Moon выпускает крафтовая пивоварня Blue Moon Brewing.

Screenshot_1.jpg

Следующим шагом крупных пивоваренных брендов стало поглощение. Всё началось с американской пивоваренной компании Anheuser-Busch, которая приобрела 25% доли Redhook Ale Brewery в 1994 году, а в 2011 году, выступая уже как единый бренд AB InBev, выкупила культовую пивоварню Goose Island почти даром по сегодняшним меркам — за 38 800 000 долларов. Для сравнения: в 2015 году корпорация Corona Constellation Brands купила легендарный крафтовый завод Ballast Point за колоссальный 1 000 000 000 долларов.

2495599_sd-ad-pacific-ballast-point_018.jpg

Теперь крафтовое пиво впереди везде — не только в Америке, но и во всём мире. Мы уверены, что индустрию ещё ждут интересные перемены и тенденции, но никто не знает, какие. Нам остаётся только наблюдать.


Пиво вне политики: обзор дичи
Пиво вне политики: обзор дичи
17.11.2017
Семь сортов пива из Ирландии (и никакого «Гиннеса»)
Семь сортов пива из Ирландии (и никакого «Гиннеса»)
10.11.2017
Десятилетие Knightberg Brewery
Десятилетие Knightberg Brewery
02.11.2017
В чём разница между стаутом и портером?
В чём разница между стаутом и портером?
30.10.2017
Вкус как машина времени: пробуем Pupmkin Ale от Василеостровской пивоварни
Вкус как машина времени: пробуем Pupmkin Ale от Василеостровской пивоварни
27.10.2017